18.06.13

За год применения обязательного предварительного информирования достигнуты значительные результаты

Современные условия работы таможенных органов диктуют необходимость использования как можно большего инструментария, позволяющего повысить качество таможенного контроля при одновременном снижении его трудоемкости, говорит Пресс-служба ЮТУ. Решение такой непростой задачи возможно только посредством внедрения в практику работы новых технологий, основанных на автоматизации всех процессов и переходе к бездокументарному обмену информацией.

Ровно год назад – 17 июня 2012 года – было введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, прибывающих автомобильным транспортом. Проведенная южнороссийскими таможенниками подготовительная работа обеспечила достижение 98%-го уровня доли предварительной информации уже к концу 2012 года. На сегодняшний день при автомобильных перевозках случаи непредставления предварительной информации носят единичный характер. Значения показателя применения ПИ в разных автомобильных пунктах пропуска варьируются. Но даже наименьший из них составляет 98,9%. Причем это, как правило, обусловлено техническими проблемами, связанными со сбоями в работе информационных систем на различных уровнях. С мая 2013 года предварительная информация при автомобильных перевозках используется для проведения транспортного либо иных видов контроля, что обуславливает ее еще большую значимость.

В отношении остальных видов транспорта обязательность представления предварительной информации не установлена. Тем не менее, если говорить о готовности к переходу на обязательный режим (который планируется в 2014 году), то железнодорожные перевозки в настоящее время в значительной степени сопровождаются предварительной информацией. В целом, по 3 железнодорожным пунктам пропуска ЮТУ, в 2013 году ПИ использовалась при прибытии 96,8% составов (а в ЖДПП Гуково и Успенская более чем в 98% случаев).

Южным таможенным управлением было многое сделано для активизации деятельности участников ВЭД в части представления предварительной информации о товарах, ввозимых морским транспортом, и уже достигнуты определенные результаты. Практика применения предварительного информирования при перевозках морским транспортом – это яркий пример того, как заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в применении той или иной технологии способствует ее развитию. Основной предпосылкой активного использования предварительного информирования при перемещении товаров морским транспортом является тот факт, что вопрос о возможности осуществления таможенного контроля без направления должностных лиц таможенного органа на борт морского судна при его прибытии рассматривается только в случае представления ПИ. За несколько месяцев зафиксирован значительный рост так называемого бескомиссионного контроля морских судов – с 42 % в декабре 2012 до 56,2% в апреле 2013 года. Проведенный анализ времени совершения таможенных операций по оформлению прибытия морских судов в марте 2012 года (до начала использования ПИ) и в марте 2013 года (когда в отношении 95% судов ПИ использовалась) показал, что среднее время оформления 1 судна уменьшилось практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз для судов без груза. И хотя полученные значения не только результат использования ПИ, но и влияния других факторов, можно с уверенностью констатировать, что время таможенного оформления судов в морских пунктах пропуска региона имеет тенденцию к уменьшению.

Система предварительного информирования при перевозках воздушным транспортом находится на стадии становления. ФТС России совместно с Минтрансом разрабатывает проект «in-Freight» - электронной авиационной накладной. Однако интерес участников ВЭД к представлению предварительной информации в отношении перевозок воздушным транспортом, с учетом преимущественно пассажирских перевозок, не столь значителен. В целом по ЮТУ в течение 2013 года ПИ при регистрации прибытия воздушных судов использовалась в 7,9% случаев.

Сравнение данных об использования внешних информационных ресурсов при оформлении прибытия товаров и транспортных средств разными видами транспорта по региональным таможенным управлениям показало, что в ЮТУ достигнуты максимальные показатели использования ПИ. Теперь для южнороссийских таможенников важно продолжить развитие технологии в сторону повышения эффективности ее использования.

Предварительная информация о ввозимых грузах не только позволяет ускорять и упрощать таможенное оформление товаров, но и дает возможность планировать работу всех органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска, организовывать эффективное взаимодействие с участниками ВЭД и перевозчиками.

VCH.RU