05.12.23

Вопросы определения таможенной стоимости товаров, в отношении которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин

Епифанов Сергей Александрович, начальник Уральской электронной таможни

г.

Доклад начальника Уральской электронной таможни Епифанова Сергея Александровича на тему «О практике применения положений постановления Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538. Вопросы определения таможенной стоимости товаров, в отношении которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин» в заседании консультативного совета Уральского таможенного управления.

С 1 октября текущего года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538.

Постановление охватывает обширную номенклатуру товаров, классифицируемых в 73-х группах ТН ВЭД ЕАЭС.

В Уральской электронной таможне декларируется 61 группа ТН ВЭД. Отмечу, что на участников ВЭД, входящих в состав Консультативного совета, приходится более 1/3 (32%) от общего количества экспортных ДТ.

Постановлением устанавливаются дифференцированные ставки вывозных таможенных пошлин в зависимости от курса доллара США к рублю.

Определение таможенной стоимости при экспорте осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2019 г. №1694, заполнение форм ДТС-3 или ДТС-4 производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФТС России от 27 января 2011 г. №152.

Обязанность декларанта по заявлению таможенной стоимости в декларации на товары и необходимость ее документального подтверждения требует со стороны таможенных органов осуществления контроля достоверности заявляемых сведений о величине и структуре таможенной стоимости (в том числе, с проведением проверки документов и сведений до выпуска товаров).

Необходимость осуществления таможенного контроля таможенной стоимости привела к сокращению на 20% (сентябрь, октябрь 2023) доли автовыпуска экспортных ДТ, что закономерно привело к увеличению средних сроков выпуска деклараций, в отношении которых не выявлялись профили рисков, с 15 минут в сентябре до 30 минут в октябре.

При контроле таможенной стоимости существуют определенные признаки недостоверного определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Основными индикаторами риска являются:

  • снижение цены идентичных товаров в рамках одного контракта до и после 1 октября 2023 г;
  • и более низкая величина заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров по сравнению с таможенной стоимостью идентичных либо однородных товаров, а также товаров того же класса или вида при сопоставимых условиях их вывоза.

Основанием для применения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений до выпуска товаров в соответствии со статей 325 ТК ЕАЭС является выявление хотя бы одного признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров.

Постановлением № 1538 установлены также ставки вывозных таможенных пошлин при использовании временного периодического таможенного декларирования. При такой особенности декларирования контроль таможенной стоимости осуществляется при заявлении точных сведений о ней в полной декларации на товары.

В целом, определение таможенной стоимости экспортируемых товаров принципиально не отличается от определения таможенной стоимости импортируемых товаров. Основными документами, подтверждающими заявленные сведения, являются внешнеторговый контракт, спецификация, инвойс, оплата товара в установленные контрактом сроки. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости вывозимых товаров, а также иных обстоятельств.

Сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров должны быть заявлены декларантом в графе 45 ДТ и в декларации таможенной стоимости формы ДТС-3 (если таможенная стоимость определяется методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами) или формы ДТС-4 (если таможенная стоимость вывозимых товаров определяется методом отличным от метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами).

Отличия от декларирования импортных поставок заключаются в следующем.

Определяя таможенную стоимость вывозимых товаров декларант может воспользоваться только пятью методами определения таможенной стоимости, так как отсутствует метод вычитания.

Пункт 20 Постановления №1694 содержит перечень дополнительных начислений к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате. При этом, транспортные расходы, понесенные покупателем дополнительно к сделке купли-продажи, не установлены в качестве дополнительных начислений.

Однако, в данном случае, таможенный орган исходит из принципа, что цена товара – это совокупность всех сделок, которые сопровождают сделку купли-продажи товара. Поэтому, в случае оплаты продавцом расходов на транспортировку товаров до места убытия с таможенной территории ЕАЭС по отдельному договору, данные расходы подлежат включению в таможенную стоимость.

Таким образом, всю процедуру контроля таможенной стоимости можно разделить на два этапа – это ценовой и документальный контроль заявленных сведений.

Этап ценового контроля заключается в проведении анализа на соответствие величины заявленной таможенной стоимости товаров определенным альтернативным величинам, которые закреплены законодательно.

В первую очередь при проведении ценового контроля учитываются сделки с идентичными, однородными товарами. Совокупность всех сведений, которые имеются в распоряжении таможенного органа (это и документы декларанта, и документы, полученные по дополнительным запросам и информация, размещенная в сети интернет), позволяет таможенному органу сделать вывод о необходимости проведения проверки заявленных сведений либо о документальном подтверждении заявленных в декларации на товары сведений.

Порядок проведения проверки документов и сведений, перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом и сроки проведения проверки установлены статьей 325 ТК ЕАЭС.

Условно проверку документов и сведений о таможенной стоимости можно разделить на три запроса.

«Первый» запрос из электронного архива документов декларанта определяет анализ документов, представленных на момент подачи ДТ.

В рамках «второго» запроса таможенных орган запрашивает дополнительные бухгалтерские, транспортные и банковские документы, имеющие отношение к сделке.

В рамках «третьего» запроса таможенный орган уточняет все обстоятельства и разночтения по документам, которые были представлены по «первому» и «второму» запросам.

Если запрошенные документы представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, то проверка документов и сведений завершается и, если представленные документы и сведения, подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров.

Однако, в случае, если проверка документов и сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров или запрошенные документы не представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При этом, обеспечение не предоставляется в случае, если его сумма не превышает 500 евро.

С учетом установленных ТК ЕАЭС сроков, максимальный период проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.

В случае подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости в рамках конкретной сделки декларант может использовать результаты такой проверки в случае 180 календарных дней после ее завершения для декларирования идентичных товаров, при неизменном уровне их цены. В случае указания в графе 44 ДТ номера декларации с подтвержденной стоимостью, дополнительная проверка проводиться не будет. Данная возможность предусмотрена пунктом 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 августа № 175н.

В случае если, стоимость подтверждена, но какие-либо условия применения вышеуказанного пункта не выполняются, у декларанта есть возможность самостоятельно уже при подаче ДТ, предоставить достаточный комплект дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения. В таком случае, дополнительная проверка также назначаться не будет.

В качестве проблемного вопроса следует отметить систематическое несоблюдение порядков заполнения граф ДТ и ДТС, установленных Решением Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257 и приказом ФТС России от 27 января 2011 г. №152. Необходимость внесения изменений в такие ДТ приводит к увеличению сроков выпуска товаров.

Острым является и вопрос расчета и заявления величины статистической стоимости товаров в зависимости от условий поставки. Участниками ВЭД в нарушение подпункта 16 пункта 18, подпункта 23 пункта 41.20 Порядка заполнения ДТ, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20 мая 2010 г. № 257, заявляются недостоверные сведения о величине статистической стоимости товаров. Основным принципом расчета ее величины является необходимость включения транспортных расходов только до места убытия товаров с территории РФ.

Предлагаю довести указанную информацию до специалистов по таможенному оформлению с целью минимизации количества КДТ как до, так и после выпуска товаров.

Спасибо за внимание!

"Альта-Софт"