29.02.12

Ведомственный не хуже

За 2011 год в Курганскую таможню поступили 4 жалобы на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела. Из них по существу рассмотрена одна жалоба, в удовлетворении которой отказано; две жалобы направлены по принадлежности в вышестоящий таможенный орган и по еще одной жалобе в рассмотрении по существу отказано в связи с подачей жалобы лицом, полномочия которого не были надлежаще подтверждены (повторно жалоба не поступала).

Арбитражными судами в 2011 году рассмотрено 4 жалобы участников внешнеэкономической деятельности об оспаривании решений Курганской таможни в области таможенного дела. При этом по 3 жалобам решения приняты в пользу таможни, в удовлетворении жалоб отказано. По одной жалобе заявленные участником внешнеэкономической деятельности требования удовлетворены частично.

Основными способами обеспечения правовой защиты физических и юридических лиц при принятии решений, совершении действий (бездействия) в области таможенного дела являются два способа. Первый - ведомственный способ, т.е. проверка вышестоящим таможенным органом законности в порядке подчиненности, обоснованности и правомерности принятия и исполнения решений, совершения действий (бездействия), нарушивших, по мнению заинтересованных лиц, его права и свободы, законные интересы и т.д. Второй - судебный способ, предусматривающий рассмотрение и разрешение судами жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. В ведомственном порядке решения, действия (бездействие) таможенного органа, должностного лица таможенного органа обжалуются в вышестоящий таможенный орган и являются альтернативой судебного обжалования в соответствии со статьями 36, 37, 38 Федерального закона от 27.11.2010 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Объективно подходя к вопросу ведомственного способа обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, следует отметить, что у данного способа имеются как достоинства, так и недостатки. Необходимо выделить следующие его преимущества: наличие различных форм жалоб и способов их подачи; доступность и простота процедур; возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере; оперативность реагирования, отсутствие финансовых затрат. К недостаткам можно отнести: недостаточно жесткое законодательное регулирование ответственности виновных должностных лиц, возможность проявлений ведомственной заинтересованности. Но, в любом случае ведомственный порядок обжалования является оперативной альтернативой судебному разбирательству между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности. Широкое применение альтернативного ведомственного способа урегулирования споров в области таможенного дела может позволить решить проблемы загруженности судов, приблизить таможенные органы к общественности. Порядок ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела предусмотрен главой 3 Закона. Основными принципами ведомственного обжалования являются обеспечение получения заинтересованными лицами надлежащей информации о возможном применении альтернативного способа; независимость и беспристрастность рассмотрения жалобы; прозрачность процедур применения ведомственного способа обжалования; обеспечение исполнения решений, принятых с применением альтернативного способа.

Причем лицо, выбравшее альтернативный (ведомственный) порядок обжалования, согласно статье 46 Закона, совсем не обязано принимать непосредственное участие в рассмотрении жалобы, а также имеет возможность обратиться с жалобой через представителя, наделив его надлежащими полномочиями согласно статье 39 Закона.

В любое время до принятия решения по жалобе, лицо, обратившееся в таможенный орган с жалобой на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, имеет право отозвать жалобу, что предусматривает статья 45 Закона. Причины такого отзыва могут быть самыми различными: отпадение повода к обращению, восстановление нарушенных прав и т.д.

С целью популяризации ведомственного способа обжалования таможней регулярно размещаются в средствах массовой информации сведения о порядке и сроках обжалования; о месте и времени проведения акций по приему жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.

Ежегодно проводятся акции по приему жалоб в помещениях таможенных постов Курганской таможни, в ходе которых доводится информация о сроках обжалования, о возможности и условиях их восстановления; требованиях предъявляемых к содержанию жалобы и полномочиям представителя и другая. Для выяснения уровня информированности и выявления проблемных вопросов в деятельности таможни и таможенных постов проводятся анонимные опросы участников внешнеэкономической деятельности.

Для повышения правовой защищенности заинтересованных лиц на информационных стендах таможни и таможенных постов размещаются регулярно обновляемые сведения об адресах и телефонах вышестоящих таможенных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать жалобы в области таможенного дела, образцы жалоб, иная информация, касающаяся ведомственного способа обжалования.

Пресс-служба Курганской таможни