03.03.14

ВАС признал незаконным введенный в октябре 2013 года особый порядок таможенного контроля

Приказы Федеральной таможенной службы (ФТС), обязывающие международных перевозчиков авансировать уплату таможенных сборов, признаны незаконными. Такое решение 26 февраля принял Высший арбитражный суд России (ВАС).

По действующей с 1975 года международной конвенции автоперевозчики могут использовать специальные книжки МДП. Они позволяют доставлять грузы без уплаты таможенных пошлин (в том числе при прохождении порой нескольких стран транзитом) – все формальности (так называемое растаможивание) производятся уже в пункте назначения. В случае утери товара уплату пошлины гарантирует саморегулируемая организация – Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП).

Скандал разгорелся летом прошлого года, когда ФТС уличила перевозчиков и ассоциацию в нарушении взятых на себя обязательств. По мнению таможенников, недоставка перемещаемых с использованием книжек МДП товаров наносит ущерб федеральному бюджету, а потому было принято решение о введении с 14 августа новых мер по контролю – перевозчикам или самим импортерам предлагалось заблаговременно уплатить таможенные пошлины либо предоставить банковскую гарантию, поручительство или имущественный залог.

Решение ФТС о фактической отмене применения успешно работающей больше 35 лет международной конвенции вызвало протесты со стороны участников рынка и АСМАП. Соответствующие возражения заявили в том числе правительственные и международные организации (Консультативный совет по иностранным инвестициям, делегация Представительства Европейского союза в России и другие). Под их давлением ФТС была вынуждена отложить введение новых мер обеспечения транзита по книжкам МДП. Но проведенные переговоры не привели к решению проблемы, а потому в октябре таможенное ведомство разослало письма, обязывающие применять так называемые меры обеспечения. «Таможенные операции... при прибытии в автомобильный пункт пропуска через Государственную границу РФ транспортного средства, перевозящего товары с применением книжки МДП, совершаются в общеустановленном порядке», – указал руководитель ФТС Андрей Бельянинов.

АСМАП, два латвийских перевозчика («Taka» и «Мистрал Транс») и компания «А.Б. Сервис» обратились в ВАС с заявлением о признании таких писем незаконными. По мнению заявителей, ФТС в одностороннем порядке изменила порядок применения конвенции МДП 1975 года. Причем в нарушение российского закона спорные документы не прошли регистрацию в Минюсте и не были официально опубликованы. Представители таможенного ведомства утверждали, что оспариваемые письма носят лишь разъяснительный характер. Но служители Фемиды поддержали доводы перевозчиков, признав документы ФТС недействующими.

Фонтанка.Ру