14.10.09

В Южном таможенном управлении прошло расширенное совещание руководителей таможен региона

13 октября 2009 года в Южном таможенном управлении прошло расширенное совещание руководящего состава аппарата Управления и таможен региона. На повестку дня мероприятия были вынесены два вопроса: об организации функционирования морских и речных пунктов пропуска в зоне деятельности ЮТУ, а также о состоянии дел по вопросам классификации и определения страны происхождения товаров.

Выступая по первому вопросу, первый заместитель начальника ЮТУ Юрий Михайлович Ладыгин отметил, что уже сейчас заинтересованными организациями, в рамках исполнения федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», в морских и речных портах ведется планомерное строительство новых терминальных комплексов, а также реконструкция существующих. Программное развитие транспортного комплекса Юга России является особенно значимым и актуальным для таможенной службы, поскольку строительство международных транспортных узлов должно быть неразрывно связано с созданием погранично-таможенной инфраструктуры, а увеличение товарооборота - с необходимостью организации эффективного государственного контроля и сокращением времени на прохождение административных формальностей.

До недавнего времени «камнем преткновения» при осуществлении внешнеэкономической деятельности и проведении государственного контроля в отношении перемещаемых через государственную границу РФ физических лиц, товаров и транспортных средств в морских портах, расположенных в регионе деятельности ЮТУ, была правовая неурегулированность как в отношении статуса самих морских портов, так и в отношении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, функционирующих на их территории.

С момента издания и вступления в силу Федерального закона «О морских портах», указа Президента «О Росгранице», ряда постановлений Правительства создана нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования пунктов пропуска в морских портах.

Вместе с тем, Юрий Ладыгин отметил, что помимо решения вопросов нормативно-правового урегулирования и закрепления статуса морских пунктов пропуска, большое значение имеет создание условий для работы контролирующих органов, включая техническую оснащенность пункта пропуска, в том числе возможность применения таможенными органами современных технических средств таможенного контроля (ТСТК), особенно мобильных и стационарных инспекционно-досмотровых комплексов.

Юрий Михайлович обратил внимание также на то, что рассматривая вопрос организации функционирования морских пунктов пропуска, требований по их обустройству, в первую очередь необходимо опираться на сложившиеся и перспективные объемы грузо- и пассажиропотоков.

Есть основание предполагать послекризисный период восстановление объемов перевозок в ближайшей перспективе. И без применения новых современных таможенных технологий, включая технологии удаленного выпуска товаров, «сухих» портов, развития предварительного и электронного декларирования мы можем оказаться к такому росту не готовыми.

Важно заметить, что исторически сложилось так, что практически все наши порты располагаются в пределах населенных пунктов, причем зачастую внутри жилых или производственных зон (например, морские порты Новороссийска, Сочи, Туапсе). Естественно, в этих условиях отсутствуют перспективы расширения портовых территорий для создания новых терминалов для хранения и обработки грузов. Для решения этих проблем Концепцией переноса таможенного оформления и таможенного контроля к государственной границе РФ предусмотрено развитие технологий так называемых «сухих» портов, создание которых позволит значительно увеличить товарооборот морских портов. А именно, на территории пункта пропуска будут производиться только операции по разгрузке/перегрузке товаров с морских судов, а их сортировка, временное хранение и таможенное оформление переносится в «сухие» терминалы. Товары туда будут доставляться по упрощенной процедуре транзита.

Модель «сухого» порта планируется реализовать рядом с Новороссийском в поселке Цемдолина. На данном этапе – это «пилотный проект». На прошедшей две неделе назад международной конференции руководством ФГУП «РОСТЭК» данный проект также был назван в качестве приоритетного, и если результаты эксперимента покажут положительный эффект, а соответствующие предпосылки к этому уже имеются, то к внедрению этой технологии можно будет приступить и в других портах Юга России.

По второму вопросу, касающемуся классификации и страны происхождения товаров выступил ВрИО заместителя начальника ЮТУ – начальника службы федеральных таможенных доходов Георгий Николаевич Козляк. Он обратил внимание собравшихся на то, что контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и определение страны их происхождения являются значимыми составляющими деятельности таможенных органов в части пополнения Федерального бюджета и основываются, прежде всего, на проведении анализа товаропотоков, выявлении негативных тенденций, обнаружении нарушений таможенного законодательства как при таможенном оформлении, так и при постконтроле и создании проектов профилей рисков.

Г.Н. Козляк также обратил внимание, что анализ выявленных нарушений в отделах товарной номенклатуры и происхождения товаров региональных таможен говорит о том, что по-прежнему наибольшее их количество приходится на вопросы классификации технологического оборудования и товаров, требующих исследования в экспертных организациях, а также вопросы определения страны происхождения товаров. Данные товары должны попадать под пристальное внимание при осуществлении таможенного контроля.

Больше внимание в своем докладе Георгий Николаевич уделил судебной практике, которая показывает, что в последние несколько лет неуклонно растет процент обжалуемых решений таможенных органов, связанных с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

В качестве рекомендации по укреплению позиции таможенных органов в суде Г.Н. Козляк предложил использовать возможность назначения судебной экспертизы в уполномоченном органе, которым является экспертно-криминалистическая служба – региональный филиал ЦЭКТУ ФТС России.

В своих выступлениях руководители таможенных органов региона доложили о состоянии дел по рассматриваемым вопросам и принимаемых мерах по повышению качества своей работы.

Подводя итоги совещания, начальник ЮТУ А.Н. Гетман подчеркнул: «В целом мы определились с оценкой нашей работы, конкретизировали задачи на будущее и можем сделать вывод, что от умения каждого таможенника организовать выполнение оперативно-служебных задач, выявлять и диагностировать проблемы, принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их выполнения, и зависят наши результаты в будущем. Любая здравая инициатива найдет всемерную поддержку руководства ЮТУ».

По результатам рассматриваемых вопросов участниками заседания приняты соответствующие решения, в которых определены меры по устранению недостатков и повышению эффективности работы.

Пресс-служба ФТС РФ ; 14.10.09