11.07.05

В рамках сотрудничества

Cеверо-Западное таможенное управление и Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) определили порядок взаимодействия таможенных органов региона и представительства эстонской организации в Санкт-Петербурге.

Как сообщили в отделе взаимодействия со СМИ СЗТУ, основная задача двустороннего сотрудничества - оперативный обмен информацией и развитие прогрессивных форм контроля за доставкой товаров в РФ эстонскими перевозчиками. По мнению сторон, это необходимо делать для того, чтобы не допустить попыток недоставки товаров и транспортных средств, а также уклонения от уплаты таможенных платежей в российский бюджет при ввозе товаров эстонскими перевозчиками.

Для решения поставленных задач СЗТУ и ERAA подписали соглашение об обмене информацией в электронном виде и определили новый порядок взаимодействия. Стороны взяли обязательства создать электронную базу данных, а также немедленно отвечать на оперативные запросы по определенному перечню вопросов, как таможенных органов, так и представительства ассоциации в Санкт-Петербурге. Все сведения будут носить конфиденциальный характер.

На основании полученных данных ERAA станет принимать решения о возможности дальнейшей выдачи книжек МДП (международных дорожных перевозок) перевозчикам, нарушающим таможенное законодательство РФ и положения Конвенции международных дорожных перевозок (МДП). Сведения о нарушителях ассоциации будет передавать СЗТУ. В конечном итоге все эти меры должны способствовать ускорению таможенных процедур на российско-эстонской границе - но, разумеется, не для всех перевозчиков, а для тех, кто давно работает на рынке. Часть рисков в данном случае берет на себя эстонская сторона, так что нынешнее соглашение можно рассматривать как подготовительный этап к заключению межправительственного соглашения о создании зеленого коридора . Эта технология, суть которой заключается в том, что ответственность за достоверность декларирования груза несет таможня страны-отправителя, пока работает только на российско-финляндской границе и распространяется лишь на две страны, Швецию и Финляндию.

Эстония давно проявляет интерес к данной технологии, и еще в 2000 году обязала водителей перед таможенным оформлением представлять товаросопроводительные документы на экспертизу в специальные контрольно-диспетчерские пункты ERAA, открытые в Петербурге и Москве. На столь крайние меры ERAA решилась ради того, чтобы, во-первых, самостоятельно контролировать доставку товаров и транспортных средств по перевозкам с применением книжек МДП, а во-вторых, сократить сроки оформления товаров в местах доставки: эстонские перевозчики везут в Россию много скоропортящихся товаров, включая продукты и голландские цветы. Принятый порядок взаимодействия и соглашение действуют до 31 декабря 2005 года. В зависимости от полученного результата по итогам совместной работы будет принято решение о продлении действия документа.

Как сообщил представитель ERAA в Санкт-Петербурге Евгений Бойко, ассоциация сотрудничает с СЗТУ уже 5 лет. Начало было положено еще в 2000 году, когда возглавлявший тогда управление Владимир Шамахов утвердил Технологическую схему взаимодействия таможенных органов СЗТУ и представительства ERAA в Санкт-Петербурге . Она успешно работала все эти годы. К положительным результатам этого взаимодействия Евгений Бойко отнес, прежде всего, существенное сокращение нарушений таможенных правил со стороны эстонских перевозчиков, работающих в системе МДП. В то же время, таможенные органы Северо-Запада России получили возможность еще в процессе таможенного оформления оперативно получать интересующую их информацию об эстонском перевозчике. В итоге была налажена обратная связь.

Свое дальнейшее развитие взаимодействие СЗТУ и ERAA получило в 2002 году, когда было разработано, согласовано и утверждено Соглашение об обмене информацией в электронном виде между СЗТУ и представительством ERAA в Санкт-Петербурге . После его вступления в действие стороны получили возможность контролировать доставку грузов эстонскими перевозчиками практически в режиме реального времени. Как сообщил Евгений Бойко, необходимость переработать и усовершенствовать прежние схемы взаимодействия была продиктована происшедшими в последнее время изменениями в таможенном законодательстве обеих стран и серьезными кадровыми перестановками в российских таможенных органах, работающих на эстонском направлении.

Положительный опыт сотрудничества СЗТУ и ERAA не остался незамеченным. В 2005 году к отработанной нами схеме взаимодействия решили присоединиться наши финские коллеги - Союз транспорта и логистики Финляндии (SKAL), - отметил генеральный секретарь ERAA Тойво Кулдкепп. - Подобное сотрудничество, безусловно, будет полезным как для российских таможенных органов, так и для эстонских и финских перевозчиков, поскольку они получают возможность уменьшить простои, как на границе РФ, так и в местах доставки товаров и транспортных средств, связанные с прохождением таможенных процедур .

Сергей ПАШКОВ
Журнал Таможня 12 от 28.06.07