29.06.05

В Московской западной таможне прошла акция На что жалуетесь?

В Московской западной таможне прошла организованная Правовым управлением ФТС России акция На что жалуетесь? . Специалисты Правового управления вместе с сотрудниками Московской западной таможни в течение всего рабочего дня принимали жалобы на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, в также давали разъяснения о порядке обжалования. Участники ВЭД и физические лица могли подать жалобу непосредственно в ходе проведения акции, получить консультацию по поводу того, какие именно решения можно обжаловать, какие решения могут быть приняты по результатам рассмотрения жалоб. В ряде случаев специалисты помогли и в составлении текста жалобы. Всего в течение дня в Московскую западную таможню обратилось около 20 человек, имеющих какие-либо претензии к таможне.

Данная акция является одной из форм работы таможенных органов с бизнесом. Этот эксперимент в дальнейшем планируется распространить и на регионы России.

В 2004 г. в ФТС России и региональных таможенных управлениях было пересмотрено 2054 решения на действия (бездействие) в сфере таможенного дела (в 2003 г. - 4554, в 2002 г. - 4619). Резкое снижение количества жалоб объясняется, прежде всего, вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ, что подтверждает его прогрессивный характер.

В последнее время наблюдается рост обжалования решений, связанных с взиманием таможенных платежей. (Один из таких случаев были рассмотрен и в ходе проведения акции). Из них выделяются решения по корректировке таможенной стоимости и решения о классификации товаров. В 2004 г. из общего количества жалоб 50% касалось взимания таможенных платежей (из них удовлетворено 34%), 10% - процедуры декларирования и выпуска товара (удовлетворено 30%), 7% - предварительных таможенных процедур (удовлетворено 33%). Вместе с тем практически исчезли жалобы, связанные с использованием льготных таможенных режимов, на отказы о включении в различные Реестры. В среднем вышестоящими таможенными органами удовлетворено 26,5% жалоб. При этом начальниками таможен удовлетворяется 17% жалоб, региональными таможенными управлениями - 31%, ФТС - 59%.

В Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 -2008 гг. указано, что дальнейшее поступательное движение таможенной службы невозможно без обеспечения единообразного применения таможенного законодательства РФ и укрепления законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности. Правовые подразделения таможенных органов представляют собой ведомственный правовой фильтр, который в немалой степени сокращает количество обращений граждан и организаций в суды, являясь альтернативой судебному разбирательству. Механизм ведомственного обжалования установлен главой 7 ТК РФ и он должен быть использован в полной мере. По мнению заместителя начальника Правового управления ФТС России Алексея Константинова, возглавившего акцию На что жалуетесь , в настоящее время уже недостаточно просто рассматривать жалобы и удовлетворять их либо отказывать. Необходимо выявлять причины и условия, способствующие возникновению таких жалоб . Непосредственное общение юристов ФТС России с участниками ВЭД и гражданами, как это было на Московской западной таможне, позволит выявлять существующие недостатки организационного или нормативно-правового характера в работе таможенных органов.

Следующая подобная акция состоится в июле 2005 г. в Северо-Западном таможенном управлении.

Роесс-служба ФТС РФ 29.06.05