22.06.12

В Абхазию на автомобиле, катамаране, поезде, электричке или пешком

14 июня в Сочинской таможне состоялась рабочая встреча представителей ФТС России, Южного таможенного управления и Государственного таможенного комитета Республики Абхазия.

Основной темой проведения двухсторонней встречи, которая прошла в грузовом морском порту Сочи Имеретинский, стало обсуждение дальнейшего развития международного пассажирского и грузового сообщения между Россией и Республикой Абхазией.

В совещании приняли участие представитель таможенной службы Российской Федерации в Республике Абхазия С. В. Куряков, ВрИО начальника Сочинской таможни А.В. Грязнов, начальник таможенного поста МАПП Адлер С.А. Камалеев, ВрИО начальника Сочинского центрального таможенного поста Д.В. Воронин, ВрИО начальника таможенного поста ЖДПП Адлер А.В. Руденко. ГТК Республики Абхазия представляли начальник Управления таможенного оформления и таможенного контроля Б.В. Авидзба, начальник таможенного поста «Псоу» Р.М. Сакания, начальник организационно-инспекторского отдела У.М. Квициния, начальник ОТО и ТК на железнодорожном транспорте С.Г. Гадлия и ведущий инспектор Управления таможенного оформления и таможенного контроля А.Г. Бебиа.

Открывая совещание, представитель таможенной службы Российской Федерации в Республике Абхазия Сергей Валерьевич Куряков призвал к открытому обсуждению всех проблемных моментов, связанных с организацией совершения таможенных операций в пунктах пропуска на российско-абхазской участке таможенной границы Таможенного союза, отметив при этом значимость согласованной и системной работы должностных лиц сопредельных таможенных органов двух государств. Особо было подчеркнуто, что основной задачей таможенных органов является поиск механизмов для дальнейшего ускорения проведения эффективного таможенного контроля в пунктах пропуска.

В своем выступлении временно исполняющий обязанности начальника Сочинской таможни Андрей Владиславович Грязнов признал, что наиболее ответственным периодом для Сочинской таможни из года в год является сезон отпусков, в это время основной задачей становится организация комфортного и быстрого прохождения таможенных процедур гражданами, совершающих туристические поездки в Абхазию.

В регионе деятельности Сочинской таможни 4 таможенных поста, через три осуществляется сообщение с Республикой Абхазия: автомобильное и пешеходное через МАПП Адлер, железнодорожное через ЖДПП Адлер и, с недавнего времени, морское через таможенный пост Сочинский Центральный.

В ходе встречи стороны обсудили дальнейшую, целенаправленную, совместную работу по созданию благоприятных условий для быстрого пересечения государственной границы в указанных пунктах пропуска и изменение маршрутов движения лиц и транспортных средств через российско-абхазский участок границы за счет увеличения движения электропоездов и организации регулярного морского пассажирского сообщения в летний период.

Как отметил в своем выступлении начальник таможенного поста МАПП Адлер Сергей Ахмедович Камалеев: «Пункт пропуска МАПП Адлер традиционно является одним из самых крупных пунктов пропуска на Юге России, здесь границу пересекают порядка 60 % физических лиц, и 37 % транспортных средств от общего количества лиц и транспортных средств, пересекающих границу в регионе деятельности Южного таможенного управления. За период с января по май 2012 года границу уже пересекли около 2 млн. человек и 300 тысяч транспортных средств» - продолжил Сергей Ахмедович. - При этом динамика перемещения физических лиц носит сезонный характер. Если в феврале через границу перемещается не более 10 тысяч человек в сутки суммарно в обоих направлениях, то в середине июня это значение составляет около 22 000 человек, достигая пиковых цифр в августе - до 40 тысяч человек. И эти цифры растут с каждым годом» - подчеркнул начальник поста.

Стороны согласились с тем, что благодаря использованию таможенными органами обоих государств различных рычагов и ресурсов эффективность работы пункта пропуска по сравнению с прошлыми годами значительно возросла. Тем не менее, остаются проблемные вопросы, не связанные с работой таможенных органов, но влияющие на работу пункта пропуска, среди которых недостаточные технические возможности пункта пропуска, состояние дорожной инфраструктуры, непосредственно примыкающей к пункту пропуска, отсутствие информации о движении транспорта по территории МАПП Адлер, отсутствие информационных стендов на подъездах к нему.

Со своей стороны таможенные органы продолжают поиск дополнительных инструментов с целью максимального упрощения и ускорения совершения таможенных операций в отношении физических лиц, перемещающихся пешим порядком, в автомобилях и экскурсионных автобусах и, соответственно, уменьшения временных затрат, потраченными физическими лицами на прохождении границы.

Заинтересовал участников встречи опыт пункта пропуска Мамоново-2-Гжехотки на российско-польской границе, где в пилотном режиме открыт зеленый коридор для граждан, следующих на личных автомобилях и не имеющих при себе товары, подлежащих таможенному декларированию, так называемый «cплошной зелёный коридор». Поскольку данная технология могла бы еще более ускорить прохождение таможенного контроля легковым автотранспортом, стороны договорились детально изучить данный опыт с целью возможности внедрения системы «зеленого коридора» в автомобильной части МАПП Адлер.

Учитывая растущий поток туристов, направляющихся в Абхазию, в рамках развития международного туризма с лета 2011 года с первого причала Морского порта Сочи и из Портопункта Адлер осуществляется регулярное сообщение с республикой Абхазия на катамаранах Сочи-1 и Сочи-2.

ВрИО начальника Сочинского центрального таможенного поста Денис Викторович Воронин в своем выступлении отметил, что морское пассажирское сообщение с Республикой Абхазией через составляющие морского порта Сочи является самым новым и наиболее перспективным и может, получив дальнейшее развитие, взять на себя часть нагрузки с автомобильного пункта пропуска.

«Экспериментальным путем определена пропускная способность морского терминала Адлер до 150 пассажиров в час, - продолжил Д.В. Воронин, - а период осуществления таможенных операций исчисляется минутами».

На быстроту проведения таможенных формальностей влияет и внедрение системы двойного коридора, которая предполагает разделение потока пассажиров в зависимости от наличия или отсутствия у них товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

Присутствующие с сожалением отметили, что информации о данном виде сообщения с Абхазией крайне недостаточно, поэтому его загруженность далека от 100 %.

Альтернативой автомобильному и морскому сообщению с Республикой Абхазия можно считать железнодорожный транспорт.

«Через железнодорожный пункт пропуска Адлер (ЖДПП Адлер) пассажирские перевозки осуществляются пассажирским поездом международного сообщения Москва - Сухуми и электропоездом Адлер – Сухум» - отметил в своем докладе ВрИО начальника таможенного поста ЖДПП Адлер Артур Владимирович Руденко.

Сравнивая количество физических лиц, пересекших границу, А.В. Руденко подчеркнул, что в 2012 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пассажиров возросло в 4,8 раза. При этом данный вид транспорта в основном выбирают российские туристы, направляющиеся на отдых в Абхазию. Количество же жителей Абхазии, пересекающих границу на железнодорожном транспорте во время курортного сезона, незначительно.

«Таможенный контроль пассажиров, перемещающихся через таможенную границу, в электропоездах осуществляется посредством высадки пассажиров и оформления через зал, с осмотром багажа на рентгенустановках. Таможенный контроль пассажиров поездов осуществляется без высадки пассажиров», - пояснил начальник поста.

В ходе дальнейшего обсуждения было принято решение о рассмотрении возможности оформления электричек без высадки пассажиров, а также сокращение стоянки ж/д составов.

Кроме того по итогам двухсторонней встречи был принят ряд решений, среди которых информирование общественности о возможности направления в Абхазию морским и железнодорожным транспортом, организация взаимодействия с туроператорами с целью получения предварительной информации об экскурсионных турах, а также организация информирования на сопредельной стороне Республики Абхазия, в том числе установка информационных стендов на подъездах к пункту пропуска.

В заключение встречи начальник Управления таможенного оформления и таможенного контроля ГТК Республики Абхазия Батал Владимирович Авидзба поблагодарил российскую сторону за неоднократную организацию двухсторонних встреч: «Данные встречи становятся площадкой для диалога между таможенными службами России и Абхазии, где обозначаются и решаются вопросы необходимые для четкой и слаженной работы, как в период пиковых нагрузок, так и на протяжении всего года». Он также подчеркнул, что общая задача ведомств двух стран сделать все, чтобы картина пунктов пропуска соответствовала традиционно сложившимся дружеским и братским взаимоотношениям и тому уровню доверия, который существует между нашими государствами.

Пресс-служба ФТС