25.03.10

В.Путин о таможенно-тарифной политике, протекционизме и качестве таможенного регулирования

Правительство РФ на вчерашнем заседании президиума обсудило проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011-2013гг. «Принятие такого документа - это необходимая часть работы над бюджетом. Достаточно сказать, что в прошлом году, даже в условиях кризиса, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, поступления от сбора пошлин составили 2,5 трлн руб. – это более трети, 34% доходов федеральной казны», – цитирует пресс-служба правительства слова премьер-министра Владимира Путина.

«Разумеется, таможенно-тарифная политика не сводится лишь к мобилизации бюджетных средств. Это важнейший, кроме всего прочего, инструмент повышения конкурентоспособности российской экономики, ее рациональной интеграции в мировое хозяйство».

«И здесь наша позиция последовательна, предсказуема. Мы против чрезмерного увлечения протекционизмом. Даже в условиях глобального кризиса Россия не пошла на тотальное «закрытие» национальных рынков. Мы ограничились «точечными» мерами, применяли ограничения доступа, наверное, только там, где без этого было невозможно обойтись».

«Более того, средняя величина российских импортных пошлин в 2008г. составила 11,5%, а в 2009г. она даже снизилась до 10,6%, и на текущий год мы ожидаем ее дальнейшего уменьшения до 10,15%».

«Кроме того, именно в 2009-2010гг. началась практическая реализация наиболее масштабного интеграционного проекта на пространстве СНГ – это создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана».

«И сейчас, когда острая фаза кризиса в целом – хочу это подчеркнуть, только в целом – преодолена, мы должны последовательно решить несколько задач».

«Во-первых, следует определиться со сроками корректировки антикризисных мер в таможенно-тарифной сфере. Здесь не нужно спешить, разумеется, но и сохранять высокие пошлины, если отпала причина их введения, тоже было бы неправильно. Так как это может привести к техническому застою, злоупотреблениям монопольным положением на рынке, а значит и к повышению цен».

«Наоборот, мы должны и будем дальше использовать имеющиеся в нашем распоряжении инструменты таможенно-тарифной политики для обеспечения устойчивого развития и диверсификации российской экономики. Будем создавать новые, современные производства, в том числе используя и западные технологии, самые современные мировые технологии».

«Во-вторых, самое пристальное внимание необходимо уделить качеству таможенного регулирования. Сегодня для участников внешнеэкономической деятельности это проблема номер один. Причем, наибольшие трудности испытывают производители как раз высокотехнологичной продукции».

«В чем проблема? Комплектующие либо сырье завезти трудно, и готовую продукцию вывезти непросто. Это стало для некоторых предприятий – я скажу об этом позже – реальным ограничителем при принятии решения о расширении производства. Вот во Всеволожске Nokian производит шины. Мы, говорят, уже бы инвестировали, побольше бы уже начали производить, но сложности возникают технического характера. И на это нужно обратить внимание».

«Можно, конечно, и дальше наращивать усилия по продвижению наших компаний на зарубежные рынки. Но если не будут решены элементарные вопросы создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных экспортеров, пользы от принимаемых мер будет немного».

«Особо отмечу – решать все эти вопросы предстоит в формате Таможенного союза, то есть тщательно согласуя наши планы с интересами наших белорусских и казахстанских коллег».

SeaNews; 25.03.10