09.07.12

Утверждение «дорожной карты» - совершенное таможенное администрирование

Правительством утверждена «дорожная карта», использование которой призвано усовершенствовать таможенное администрирование. Распоряжение об этом 29 июня подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

«Дорожная карта» упрощает порядок пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы ТС. Согласно документу совершенствуются таможенные процедуры, становясь более простыми, прозрачными и быстрыми. Немаловажным моментом является снижение затрат и повышение эффективности проведения контроля на таможенных постах. Работоспособность «дорожной карты» определяется использованием передовых информационных технологий и переносом таможенного контроля на стадию после выпуска товаров.

Главное изменение заключается во внедрении нового механизма администрирования. На сегодняшний день практика такова, что груз выпускается после того, как предъявляются все необходимые документы и вносятся платежи. Однако эти формальности можно выполнять и после выпуска товаров, если поставщиком предоставляется банковская гарантия, денежный залог или договор поручительства. ФТС, разумеется, возражала против изменений, но в мае президент Путин принципиально солидаризировался с бизнесом. Следует заметить, что предприниматели, пока партия товаров простаивает на погранпереходе, теряют колоссальные средства, поскольку деньги на весь срок таможенного оформления просто-напросто замораживаются.

Кроме того, улучшение администрирования будет состоять в том, что сократятся сроки прохождения таможенных процедур, уменьшится объем требуемых документов, станет полноценно развиваться институт таможенного представительства, будет активнее внедряться технология электронного декларирования. Наряду с этим новый порядок улучшает взаимодействие между ведомствами, в результате чего предприниматель освобождается от необходимости представления дубликатов одного и того же документа в несколько госучреждений.

Однако утвержденный правительством Дмитрия Медведева вариант не предусматривает перехода с 2014 года на внесение таможенных платежей после выпуска товаров. ФТС, Минэкономразвития и Минфин лишь получили поручения до 2015 года разработать предложения по этому поводу. Может быть, эти предложения получат статус законопроекта. Пока ФТС никак не комментирует, учитывалось ли мнение службы по этому вопросу.

Карта столько раз согласовывалась и пересогласовывалась, что тянуть дальше было недопустимо. Бизнес просто задыхается в административных тисках. Необходимо скорейшее внедрение «дорожной карты» и обновленной таможенной модели. По крайней мере, представители предпринимательского сообщества уверены, что эти реалистичные меры не должны остаться лишь на бумаге.

ULS Global