31.03.17

Уральский бизнес ищет новые пути в Китай

Уральские регионы имеют серьезные торговые связи с Китаем, но их качество вызывает вопросы у обеих сторон. Об этом было заявлено в четверг в рамках форума «Содействие торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем на Урале», который прошел в Екатеринбурге. О том, почему больше половины уральского экспорта в КНР составляют нефть и газ, а малому и среднему бизнесу до сих пор трудно пробиться в Поднебесную, – в материале «ФедералПресс».

Импорт из Китая в регионы УрФО в 24 раза превышает экспорт, сообщила начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полпреда президента Анна Ленская. В округе всего 26 организаций с китайским капиталом, впрочем, достаточно разнообразных: это и торговля, и приборостроение, и IT, и деревообработка, и девелопмент. В то же время в полпредстве считают, что необходимо искать новые точки взаимодействия: ими могут стать инновации, сельское хозяйство и МСП. В июне на российско-китайской ЭКСПО в Харбине откроется уральская презентационная площадка «Евразийский мост», где можно будет уточнить детали инвестпроектов. «Округ – модель России, так как на Урале представлены все отрасли развитой экономики», – сказала Ленская.

Пока же процедура поиска партнеров в Китае идет медленно и неэффективно, посетовал представитель МИДа в Екатеринбурге Александр Харлов. По его словам, простой товарообмен должен переходить в сложные виды сотрудничества и совместных инвестиций. Хотя политическая воля к взаимодействию есть, существует «целая мозаика проблем»: это не только отсутствие инфраструктуры, но и нежелание самих бизнесменов делать что-либо без помощи властей. В качестве положительного примера Харлов привел НИИ сельского хозяйства, который вначале издал каталог на китайском, а уже затем обратился к чиновникам.

О негативных трендах свидетельствуют и цифры, приведенные руководителем проектов аналитического центра «Эксперт» Сергеем Ермаком. Хотя за последний год экспорт из УрФО в Китай снизился на 11 %, в то время как из России в целом – на 17 %, в нем существенно выросла доля углеводородов. Даже с учетом Пермского края и Башкирии «80 % того, что мы вывозим, – ни разу не высокотехнологичная продукция», категоричен Ермак. В то же время есть и перспективы развития: если с США и Европой уральские регионы сотрудничают по одному-двум направлениям, то с Китаем связи гораздо более диверсифицированные.

Вовлеченность малого и среднего бизнеса в торговлю с КНР остается низкой: 90 % экспорта приходится на тридцать крупных компаний. «Недостатки тут не только в hardware, но и в software», – метафорически выразился Ермак о разнице менталитетов. «Мы не понимаем, что такое КНР. Мы думаем о Китае, каким он был пять лет назад», – заявил он. В частности, российские компании понятия не имеют о специфике китайской таможенной системы. Еще одним вызовом является высокая конкуренция: пока российская компания раскручивается для выхода на китайский рынок, там уже появляются местные, более дешевые, аналоги.

Примеры того, какие отрасли интересны китайцам, привел директор свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян. Одна фирма из КНР заключила договор с туристической компанией, другая сейчас ищет поставщика экологической продукции, третья – партнера по созданию технологий дополненной реальности. Еще одна планировала найти на Урале подрядчика по строительству спортивных объектов, но сделка не состоялась. Сейчас местные компании начали конкурировать с Европой, США, Кореей и Японией и за обширный китайский рынок инжиниринговых услуг.

Ввоз товаров из Китая за последний год вырос на 20 %, отметил и. о. начальника Уральского таможенного управления Максим Чмора. Вывоз же даже без учета нефти и газа увеличился в весовом выражении, но снизился в денежном. Это означает, что Урал импортирует китайские машины и оборудование, а экспортирует все больше сырья. Кроме того, КНР все еще предпочитает ввозить товары морским путем через Питер: Сабетта пока принимает только небольшие энергетические и промышленные установки. Шанс Урала – перевозки по железной дороге: они дороже, но быстрее и требуют меньше затрат на последующую доставку автотранспортом. «Сухими портами» могут стать Южноуральский ТЛК и Кольцово.

Тему продолжил президент Уральской логистической ассоциации Эмзар Гимаев. По его словам, развитие перевозок через Екатеринбург может наполовину снизить транспортную надбавку к цене китайских товаров на пространстве от Приволжья до Новосибирска. Гимаев предложил создать центр трансграничной торговли, составными частями которого должны стать бизнес-парк на базе логистического терминала «Чкаловский» и международный почтовый центр в Кольцово (откроется в 2018 году). Одновременно институт экономики УрО РАН изучает возможность создания транспортно-логистического кластера, сообщил он.

ФедералПресс