07.08.08

Toyota заплывет через Усть-Лугу

ОАО "Компания 'Усть-Луга'" и ООО "Тойота Моторс" подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому российский дистрибьютер Toyota может уже в сентябре начать поставки своих автомобилей напрямую через российский порт. Пока же осуществлять перевалку автомобилей через Усть-Лугу японскому производителю мешает отсутствие там таможенного пункта пропуска. В порту ожидают, что он заработает до конца лета, после чего Усть-Луга может стать основным портом, через который в Россию будут поставляться автомобили Toyota.

О подписании меморандума о взаимопонимании с ООО "Тойота Моторс" Ъ рассказал генеральный директор ОАО "Компания 'Усть-Луга'" Максим Широков. По его словам, в середине июля была проведена пробная выгрузка автомобилей Toyota в порту Усть-Луга и "японцы остались довольны". Однако дальнейшему сотрудничеству с "Тойота Моторс" мешает отсутствие в Усть-Луге таможенного пункта пропуска. В порту ожидают, что пункт заработает в конце лета. "После этого мы планируем подписать договор с ООО 'Тойота Моторс'", -- заявил господин Широков. Он также отметил, что Усть-Луга рассматривает японскую компанию как якорного клиента и в порту рассчитывают, что Усть-Луга станет основным пунктом перевалки автомобилей Toyota, поставляемых в Россию. Комплекс "ЮГ-2", которым владеет "Компания 'Усть-Луга'", рассчитан на перевалку 350 тыс. автомобилей в год.

За шесть месяцев 2008 года Toyota вместе с Lexus продала в России более 96 тыс. автомобилей, а по итогам года компания планирует выйти на уровень 200 тыс. машин. То есть в следующем году Toyota может продать в России уже около 250 тыс. автомобилей. Как сообщили в ООО "Тойота Моторс", сейчас поставки автомобилей Toyota в Россию осуществляются через порты Ханко (Финляндия), Гданьск (Польша) и Ильичевск (Украина). В компании подтвердили переговоры с ОАО "Компания 'Усть-Луга'", но от дальнейших комментариев отказались. При этом пояснили, что едва ли Toyota пустит основной поток автомобилей через один порт, так как всегда во избежание дополнительных рисков стремится диверсифицировать поставки.

"Тойота Моторс" не первый из импортеров японских автомобилей стремится наладить прямые поставки в Россию. Группа "Осло Марин" через перегрузочный комплекс "Онега", мощностью до 600 тыс. машин в год, осуществляет перевалку автомобилей Nissan. Недавно группа открыла представительство в Японии. По словам Виталия Архангельского, президента "Осло Марин", скоро его компания объявит о договоренностях еще с рядом японских автопроизводителей о начале поставок их продукции через порты группы. На днях также группа "Российские транспортные линии" (РТЛ) объявила, что договорилась с "Хонда Мотор Рус" о дальнейшей транспортировке автомобилей Honda, после начала их поставок через Большой порт Санкт-Петербург.

Строительством автомобильных терминалов и портов для перевалки новых иномарок спешат заняться многие инвесторы. В конце июля межведомственная комиссия при правительстве Ленобласти одобрила проект компании "Аврора" по строительству в бухте Вистино порта для перевалки автомобилей, мощностью 300 тыс. машин в год. Строительство должно завершиться к 2013 году. Группа РТЛ также в Вистине строит терминал "Новая гавань" мощностью 250 тыс. автомобилей в год. Построить порт для ежегодной перевалки 250 тыс. автомобилей в Ломоносове планирует компания "Балтимор".

Пока же около 75% новых автомобилей, импортируемых в Россию из стран Европы и Юго-Восточной Азии, ввозятся в страну через российско-финляндскую границу, изначально попадая в финские порты Хельсинки, Хамина, Ханко, Турку и Котка, где давно существует развитая логистика, консигнационные склады и возможность вывозить автомобили как партиями, так и индивидуально. Остальные автомобили проходят в основном через терминалы в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Между тем доставить такие объемы, какие сегодня импортируются в Россию, без использования морского транспорта невозможно даже из близлежащей Германии.

КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 07.08.2008