07.07.09

Таможня без добра

На белорусско-российской границе скапливаются бесконечные очереди грузовиков.

С 1 июля Россия, Белоруссия и Казахстан вступили в предварительный период подготовки к созданию Таможенного союза. Завершить его планируется к 2010 году. Москва и Минск договорились о едином таможенном пространстве еще в 1997 году. Однако недавняя «молочная война» завершилась обещаниями белорусов «ввести пограничный контроль, адекватный тому, который осуществляет российская сторона». Корреспондент «НИ» попытался выяснить, что же на самом деле происходит сегодня на границе между двумя союзными странами.

Еще 14 июня неподалеку от белорусского села Редьки на границе с Россией был установлен пункт таможенного контроля. Поначалу там даже повесили плакат: «Уважаемые россияне, приносим вам свои извинения за доставленные неудобства. Но мы, белорусы, в этом не виноваты». Правда, через 10 минут плакат сняли, а спустя несколько часов таможенники вообще вернулись обратно в Витебск. На трассе Брест–Москва остались только сотрудники ГАИ. Тем не менее, в СМИ продолжали появляться сообщения о задержанных контрафактных грузах из России.

Чтобы увидеть своими глазами, что там сейчас происходит, корреспондент «НИ» на машине отправился из города Орша к российской границе. И сразу столкнулся с курьезом. На просьбу остановить около белорусского контрольного пункта водитель Андрей пожал плечами: «Так мы уже в России». По его словам, белорусские таможенники несколько лет назад действительно проявляли усердие в проверке машин с российскими номерами, «но пару раз попались на взятке, полетели головы, сейчас их так припугнули, что они с этим делом уже не связываются». Однако их российские коллеги, базирующиеся в селе Красное, весьма строго относятся к своим обязанностям.

Об этом свидетельствует караван фур, который стоит на белорусской стороне границы. Начинаю их считать, но когда их количество переваливает за сотню, мне это надоедает. Андрей рассказывает: если с документами все в порядке, особых проблем у водителей не возникает. «Но «забывать» в документах рублей 500 считается хорошим тоном», – утверждает он.

Все налажено достаточно четко. Водители рассказывают, что с фур деньги обычно собирают «брокеры». Они записывают номера, и заплатившие спокойно проезжают. Принципиальность не спасает: в любом случае машины для проверки надо ставить на пятачок рядом с будкой. А он считается еще и платной стоянкой, за которую берут 300 руб. в час. Кроме того, будешь спорить – нарвешься на неприятности с коллегами. «Брокер просто рассказывает остальным водителям: мол, этот задерживает очередь. Ну, и все, дальше его «уламывают» свои братья-шоферы», – рассказывает Андрей. По его словам, подобную практику он уже хорошо освоил. Это, конечно, касается только тех, у кого с документами все в порядке. К нарушителям подход особый и индивидуальный. «Смотря, насколько кто нарушил, и на кого нарвался, – поясняет мой спутник. – Это «прокатывает» в основном с водителями из России и Белоруссии. Например, с немцами или чехами просто предпочитают не связываться.

Попытка наладить контакт с водителями фур заканчивается конфузом. Заметив спокойно курящего рядом с одной из машин мужчину, подхожу к нему и спрашиваю с ходу: «Ну что, задерживают?» В ответ: «А у тебя что, с грузом проблемы?». Оказывается, по чистой случайности я нарвался на одного из «брокеров». Отхожу в сторону и начинаю делать снимки с места событий. Но не успеваю настроить камеру, как ко мне подходят двое сотрудников таможни в форме. «На зоне таможенного контроля запрещено производить съемки. Вы, собственно, кто?» Отвечаю, что журналист, готовлю репортаж с границы. Меня отводят в бытовку, где располагается штаб таможенников. Начальник смены Виталий Евстигнеев объясняет, что проводить съемку или общаться с людьми в зоне таможенного контроля без спецразрешения начальника управления таможенной службы в Смоленске строго запрещено. После подробного описания моих прав и обязанностей г-н Евстигнеев приказывает своим подчиненным вывести меня из зоны таможенного контроля.

Уже поздний вечер. Правда, довольно быстро удается договориться с частником, который соглашается довезти меня до железнодорожной станции в селе Красное. У него тоже зуб на таможенников. «Да они там вообще зажрались. Я в прошлом году купил в Белоруссии десять кульков цемента подешевле, чем у нас. Так у меня потребовали цемент растаможить. Чек им показал, доказал, что цемент белорусский. Какая растаможка на белорусские товары? Они ни в какую. Я плюнул на это дело, развернулся, поехал обратно и добрался до дома окольными путями. Я тут родился, вырос, каждую тропу знаю», – рассказал местный житель.

Новые известия; 07.07.09