17.10.11

Таможенный секвестр

Новгородская область первой из субъектов СЗФО переживает процесс оптимизации оформления таможенных процедур, и это будоражит крупных экспортеров региона. Новгородская таможня сегодня – это четыре таможенных поста: два в областном центре, по одному в Чудове и Боровичах. После реорганизации (выноса процедур таможенного оформления к внешним границам России) в регионе останутся центр электронного декларирования и один пост. Все остальные функции – оформление таможенных платежей, тарифное регулирование, валютный контроль – по имеющейся информации, будут переданы псковской таможне. И уже в ноябре в Новгороде ждут приказа Федеральной таможенной службы и тотального увольнения квалифицированного персонала. Впрочем, кадровый секвестр тут переживают с мая 2009 года, когда были сокращены 45 человек, а в нынешнем сентябре – еще 30.

В не меньшей тревоге, говорит президент новгородской Торгово-промышленной палаты Виктор Быков (на ее площадке участники ВЭД ведут дискуссии и консультации), и крупные новгородские компании, активно занимающиеся экспортными поставками. Каждый примеряет на себя новую таможенную структуру и понимает, что проблем прибавится. Быков приводит пример компании «ЮПМ-Кюммене Пестово». Она давно освоила новые электронные технологии таможенного оформления, но РЖД не берет товар к отправке без отметки таможенного органа. До начала нынешнего года пост был в Пестово, теперь нужно ездить в Боровичи. В скором времени им придется отправляться в Псков, за 400 км от Великого Новгорода.

В напряжении, продолжает Быков, и руководство компании «123 АРЗ», что в Старой Руссе. Предприятие специализируется на ремонте военной и гражданской авиатехники. С введением нового формата авиаремонтники будут вынуждены содержать на границе представительство, что неминуемо приведет к большим затратам и спаду объемов. Руководство завода рассчитывает на поддержку Министерства обороны РФ, чтобы преодолеть таможенные новации малой кровью.

Консультации ведет и крупнейшая компания региона «Акрон», считая, что для производства с такими объемами экспорта реорганизация обернется значительным замедлением процессов таможенного оформления и спадом объемов. Все участники ВЭД не сомневаются, что таможенный секвестр неминуемо приведет к увеличению затрат. Например, услуги таможенных складов временного хранения на границе в три раза дороже, чем в Великом Новгороде. Более того, экспортеры убеждены: оптимизация новгородской таможни нанесет удар по инвестиционной привлекательности региона, и инвесторы, минуя Великий Новгород, потянутся в Псков.

Эксперт: Северо-Запад 17.10.11