06.07.10

Таможенному союзу так и быть

Но пока в ограниченном виде

С сегодняшнего дня на территории России, Казахстана и Белоруссии вступает в силу единый Таможенный кодекс — вчерашняя встреча в Астане на уровне президентов прошла без сбоев. Таможенный союз (ТС), таким образом, запускается в работу, но в довольно сыром виде со множеством отложенных проблемных вопросов. А формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), следующего этапа интеграции, обещает быть не менее сложным.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко хотя и окутал туманом участие Минска в Таможенном союзе, в последний момент все же привез в Астану ратифицированный Таможенный кодекс и расписался везде, где от него требовалось. Вчера по итогам заседания высшего органа Таможенного союза президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли заявление, по которому с 6 июля единый Таможенный кодекс ТС вступает в силу во всех трех государствах.

Реально, впрочем, союзный кодекс заработает не раньше осени, отмечает эксперт института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский. «Единый Таможенный кодекс начнет действовать, когда на национальном уровне будут приняты новые документы, — поясняет эксперт. — В России это закон о таможенном регулировании (он должен заменить национальный Таможенный кодекс) — его вступление в силу ожидается примерно в сентябре-октябре».

Но и после «разморозки» Таможенного кодекса за скобками ТС останется ряд вопросов, которые пока согласовать не смогли и отложили на потом. Для Минска, например, особо чувствительным моментом были пошлины на ввоз легковых автомобилей для физлиц, и согласно специальному протоколу они еще год останутся под национальным регулированием. Кроме того, до июля 2011 года сохранится национальный режим регулирования торговли с третьими странами.

Российский президент Дмитрий Медведев тем не менее вчера порадовался, что страны ЕврАзЭС вступают «в фазу продвинутой интеграции», которая происходит быстрее, чем формировался общий рынок в Европе. «Очень большая работа еще впереди по формированию Единого экономического пространства, — напомнил Медведев. — Но учитывая, что это действительно выгодное дело, я уверен, мы обо всем договоримся и все необходимые решения будут приняты в возможно кратчайшие сроки». Создание ЕЭП должно быть завершено к началу 2012 года, а первый пакет документов планируется подписать уже в нынешнем году.

Наиболее мотивированной стороной в этом процессе, похоже, будет Белоруссия, которая уже дважды чуть не сорвала запуск Таможенного союза, требуя отменить пошлины на ввоз российской нефти. Нефтяные пошлины для республики будут ликвидированы сразу после того, как Минск ратифицирует и подпишет все документы по созданию ЕЭП. Причем, как отмечают белорусские чиновники, платежи будут сняты автоматически независимо от того, когда аналогичные документы утвердят Москва и Астана.

Несмотря на оптимизм Дмитрия Медведева, работа над ЕЭП будет не менее трудной, чем первый этап формирования Таможенного союза, уверены эксперты. Кроме техрегулирования нужно гармонизировать все законодательство, касающееся перемещения товаров, людей и капиталов, в том числе налоговое право, а такие вещи быстро не делаются, говорит Алексей Портанский. «Сам ТС еще как следует не отстроен, а как показал европейский опыт, к следующему этапу можно переходить лишь после того, как закончен предыдущий, — отмечает г-н Портанский. — К тому же у Евросоюза на этот процесс ушло более 30 лет, и будет наивным полагать, что мы справимся за три года».

РБК daily; 06.07.10