13.03.09

Таможенному оформлению лесоматериалов – пристальное внимание

19 февраля 2009 года в Пермской таможне проведен семинар-совещание «ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Кроме руководства и специалистов таможни в работе семинара приняли участие представители Пермского отделения Свердловской железной дороги, более 20 крупнейших в Пермском крае организаций-экспортеров лесоматериалов, транспортной прокуратуры и Управления внутренних дел на транспорте.

Открывая семинар-совещание, начальник Пермской таможни Авраменко В.Г. – приветствовал участников и гостей семинара. В своем вступительном слове он отметил, что Пермская таможня проводит периодический контроль мест отгрузок экспортных лесоматериалов, однако сегодня он затруднен по несколькими причинам: - слишком много мест отгрузок, которые находятся на значительном удалении от таможенных постов. В регионе деятельности Пермской таможни функционирует 6 постоянных зон таможенного контроля и 10 временных зон таможенного контроля для целей проведения фактического таможенного контроля экспортируемого пиломатериала;
- многие участники ВЭД - лесоэкспортеры не имеют постоянного места отгрузки лесоматериалов, оно становится известным только при подаче грузовой таможенной декларации. Кроме того, у участников ВЭД, нерегулярно осуществляющих экспортные отправки, нет необходимой территории, достаточного количества погрузочно-разгрузочного и весового оборудования для определения физических характеристик товаров. Поэтому возможным выходом могло бы стать создание ограниченного количества специализированных постоянных зон таможенного контроля на железнодорожных станциях, оснащенных погрузочно-разгрузочной техникой и средствами измерения физических характеристик экспортируемых лесоматериалов.

И.о. заместителя начальника таможни по таможенному контролю Хиюзов О.И. сообщил присутствующим, что, в соответствии с современным подходом при осуществлении экспорта лесоматериалов, следует ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Из всех доступных форм таможенного контроля выбирается та, которая повлечет за собой минимальные затраты и издержки для предпринимателей. В настоящее время необходимо обеспечивать предельное упрощение при одновременном поддержании надлежащего контроля за экспортируемыми лесоматериалами. Уровень риска определяется в зависимости от обеспечения сбора пошлин и налогов. Определение соответствия требованиям нормативно-правовых актов в лесопромышленном комплексе может использоваться как диагностический инструмент для выявления областей вероятности несоблюдения законодательства.

На сегодняшний день в соответствии с приказом ФТС России от 29.10.2007 года № 1327 «О местах декларирования отдельных видов товаров» компетенцией по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим экспорта в регионе деятельности Пермской таможни обладают Березниковский, Лысьвенский, Чайковский и Пальниковский таможенные посты.

Количество участников ВЭД – лесоэкспортеров, регулярно осуществляющих таможенное оформление - 141. При этом, на 10 участников ВЭД приходится 63 % всех оформляемых лесоматериалов. Из анализа структуры экспортируемых лесоматериалов видно, что в крае преобладает экспорт обработанной древесины и изделий из нее. Экспорт необработанной древесины составляет 0,3% от всего объема экспортируемых лесоматериалов.

Увеличение темпов экономического развития Пермского края предполагает создание оптимальных условий для проведения таможенного контроля товаров.

Предложено рассмотреть два основных проблемных вопроса, связанных с проведением таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов:
1. Оптимизация мест отгрузки лесоматериалов.
В силу региональной специфики грузовые операции с лесом, как правило, проводят вдали от мест нахождения таможенных органов (более 300 км) и их структурных подразделений. Одним из факторов сокращения в 2008 году мест отгрузок послужило ограничение мест декларирования лесоматериалов (приказ ФТС России от 29.10.2007 № 1327 «О местах декларирования отдельных видов товаров»).
В то же время необходимо проводить работу по организации складских комплексов, привязанных к железнодорожным станциям и крупным лесоперерабатывающим предприятиям, что создаст условия для повышения качества таможенного контроля при сокращении времени его проведения. При этом необходимо организовать совместный контроль за экспортом лесоматериалов на территориях ПЗТК, находящихся в ведении ОАО «РЖД» соответствующими контролирующими органами. По предварительному согласованию с руководителями Пермского отделения Свердловской железной дороги предполагается создание 9 ПЗТК.
2. Определение физических характеристик лесоматериалов.
В соответствии со статьей 131 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Погрузка лесоматериалов на железнодорожный транспорт осуществляется из мест заготовки древесины, как правило, не оборудованных весами для повагонного взвешивания. Определение массы экспортируемых лесоматериалов производится путем умножения объема древесины на коэффициент плотности, определяемый для каждой породы дерева индивидуально. Указанный коэффициент, находясь в прямой зависимости от влажности древесины, может иметь большой разброс значений в случае, если лесоматериалы, перевозимые в открытых транспортных средствах, подпадают под воздействие внешних факторов (например, атмосферных явлений), что в свою очередь приводит к увеличению влажности и, соответственно, веса древесины.
Определение массы лесоматериалов на весах повагонного взвешивания динамометром, либо другим способом с применением технических средств, с последующим предоставлением таких сведений в таможенный орган может служить дополнительным подтверждением достоверности заявленных в таможенной декларации сведений.
На основании вышеизложенного предложено определить следующий порядок проведения таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов:

1. В соответствии с требованиями статьи 121 ТК РФ погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается с разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов. Таким образом, до подачи ГТД в таможенный орган представляются неполные железнодорожные накладные на которых начальник таможенного поста или уполномоченное должностное лицо проставляет отметку: «Погрузка разрешена» или «Погрузка разрешена с таможенным наблюдением».
2. В случаях проставления отметки «Погрузка разрешена» погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается в любом месте. В случаях проставления отметки «Погрузка разрешена под таможенным контролем» товары перемещаются в ЗТК и их погрузка осуществляется под таможенным контролем.
3. После завершения погрузки товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации осуществляется подача ГТД в установленном порядке. В случае проведения погрузки товаров без таможенного наблюдения целесообразно представление актов независимых экспертных организаций, подтверждающих количество и качество декларируемых товаров.
4. После принятия ГТД, на основании системы управления рисками, может быть принято решение о проведении фактического таможенного контроля.
5. После завершения таможенного контроля и выполнения условий, установленных статьей 149 ТК РФ осуществляется выпуск товаров.
Ключевым моментом предложенной схемы является переход к ограниченному количеству постоянных зон таможенного контроля, находящихся в ведении ОАО «РЖД».

Выступая в прениях, начальник таможни Авраменко В.Г. отметил важность проблемы и акцентировал внимание на вопросе создания постоянных зон таможенного контроля для проведения фактического таможенного контроля в местах, находящихся в ведении ОАО «РЖД». Реализация данного предложения позволит оптимизировать и ускорить процесс проведения фактического таможенного контроля и создаст равные условия для всех участников ВЭД – лесоэкспортеров.

Представитель Пермского филиала ОАО «РЖД» Шушарина Е.В. пояснила, что в целях упорядочения мест проведения таможенного контроля экспортируемого лесоматериала, перемещаемого железнодорожным транспортом, проведен анализ мест таможенного оформления экспортируемых лесоматериалов и мест размещения таможенных постов, имеющих полномочия по оформлению перемещаемых лесоматериалов. Учитывая техническую оснащенность производственных участков Пермской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, Дирекция по управлению терминально-складским комплексом Свердловской железной дороги предлагает организовать зоны таможенного контроля экспортируемого лесоматериала на станциях, где имеются технические средства для погрузки. Возможные объемы по погрузке до 30 вагонов в месяц.

Отвечая на вопросы участников семинара-совещания начальник таможни отметил, что предложения о создании зон таможенного контроля на юге Пермского края (Чайковский, Октябрьский и Чернушинский районы) в регионе деятельности Чайковского таможенного поста будут решаться в рамках взаимодействия с представителями Ижевского отделения Горьковской железной дороги, а создание пунктов отгрузки экспортируемых пиломатериалов на предприятиях, входящих в «зеленый» сектор будет рассматриваться индивидуально, с учетом объемов экспортируемого пиломатериала, и благонадежности участников ВЭД.

Все участники семинара-совещания выразили единодушное мнение, что оптимизация мест проведения фактического таможенного контроля создаст благоприятные условия не только для таможенных органов, железной дороги, но и для участников ВЭД и, что это, возможно, позволит исключить случаи коррупции.

В заключение работы семинара Авраменко В.Г. выразил слова благодарности участникам семинара-совещания за плодотворную совместную работу.

Протокол совещания-семинара, с учетом принятых на нем решений, согласован и подписан руководителями Пермской таможни, ЛУВД на транспорте, Пермского отделения Свердлдовской ж/д и Пермским транспортным прокурором.

Дело только за выполнением совместно принятых решений.

Пресс-служба ФТС РФ ; 13.03.09