18.09.20

Таможенное декларирование. Основные ошибки при заполнении декларации на товары

Доклад первого заместителя начальника Уральской электронной таможне В. А. Зябко на вебинаре «Таможенное декларирование. Основные ошибки при заполнении декларации на товары», состоявшемся 10 сентября в Уральском таможенном управлении.

«Довольно часто поступают вопросы относительно сроков совершения таможенных операций и автоалгоритмов, применяемых в таможенных органах. При детальном разборе ситуаций, во многих случаях рецепт решения проблемы - это качественное заполнение декларации. И наш вебинар в очередной раз посвящен порядку заполнения деклараций на товары и основным ошибкам, которые допускаются участниками ВЭД при заполнении ДТ.

Но в начале несколько слов о корректировках и немного статистки. Ошибки, как правило, влекут за собой оформление корректировки декларации на товары. Анализ декларационного массива показывает, что в текущем году корректировке после выпуска подлежит каждая 10 декларация. При свойственной нашему ЦЭДу декларационной нагрузке, в среднем это 75 - 100 КДТ в день.

Сами понимаете, это дополнительная работа для выпускающего инспектора и не только для него. Как правило, такие корректировки уходят на «большой круг». Проверка и принятие решения в таких случаях относится к компетенции структурных подразделений таможни.

Снова обращаюсь к порядку внесения изменений в декларацию, и еще раз акцентирую Ваше внимание на правильном заполнении обращения о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию.

При подковке обращения в обязательном порядке следует указывать обоснование необходимости внесения таких изменений. Это упростит работу инспектора с КДТ. Для внесения изменений после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, документы, подтверждающие изменения, вносимые в сведения, заявленные в декларации. Сведения, указанные в обращении декларанта, должны соответствовать сведениям, указанным в КДТ.

При внесении изменений в графу 44 в случае добавления документа нужно учитывать следующее:

  • если признак представления документа «3», то указывается дата представления документа, которая должна соответствовать дате обращения;
  • если признак «0», то дата представления документа не указывается.

Далее перейдем непосредственно к рассмотрению вопросов заполнения декларации на товары и ошибок, допускаемых при ее заполнении. Предыдущие слайды были на примере уникального номера контракта. Давайте продолжим тематику валютного контроля. C 21 февраля 2020 года в графе 44 в обязательном порядке под кодом «03031» указывается дата уникального номера контракта.

Номер и дата контракта, указанные в 44 графе, должны соответствовать номеру и дате контракта в разделе 3 ведомости банковского контроля.

Если законодательством в отношении декларируемых товаров установлены количественные или стоимостные ограничения, заполняется графа 39 «Квота».

В графе указываются сведения об остатке выделенной квоты в единицах измерения, указанных в лицензии, с учетом того, что декларируемые товары не учитываются при определении остатка квоты.

Например:

  • выделенная квота по лицензии 44 000 кг; декларируемая первая партия товаров – 21 895 кг. В графе 39 указывается – «44 000 кг»;
  • при декларировании следующей партии товаров в счет выделенной квоты по данной лицензии в графе 39 указывается остаток квоты – «22 105 кг».

Если в отношении товара количественные ограничения установлены в единицах веса, в графу вносятся сведения о весе «нетто» товара, то есть без учета всех видов упаковки, при отсутствии информации о весе «нетто» указывается вес «брутто» товара.

При декларировании товаров, в отношении которых установлено лицензирование, в 44 графе под кодом вида документа «01011» заявляются сведения о лицензии Минпромторга России с указанием признака представления либо непредставления документа при подаче декларации, номер, дата и срок действия лицензии.

Под кодом вида документа «09023» прикладывается сканированная копия лицензии.

Обращаю внимание, что до подачи декларации лицензия должна быть поставлена на контроль в таможне фактического контроля, расположенной по месту регистрации декларанта.

Если лицензия содержит приложение в графе 44 необходимо указывать порядковый номер товара по этому приложению, а при наличии генеральной лицензии - порядковый номер перечня товаров к генеральной лицензии и порядковый номер товара по указанному перечню.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» не установлена ставка таможенных сборов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в случае, если такие товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами.

В данной ситуации таможенные сборы не взимаются и графы декларации на товары заполняются следующим образом:

  • в графе 36 по первому элементу указывается прочерк (значение «--»);
  • в графе 44 указание реквизитов документов под кодом «07011» не требуется;
  • в графе 47 сведения об исчислении таможенных сборов в отношении таких товаров не указываются.

Если в декларации, поданной для целей помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, ни один из товаров не облагается вывозными таможенными пошлинами, то в графе 47 такой декларации не будет ни одной строки, содержащей сведения об исчислении таможенных платежей.

Таможенные сборы в отношении товаров исчисляются в 47 графе без учета товаров, в отношении которых ставка таможенных сборов Постановлением не установлена.

Порядком заполнения декларации на товары предусмотрено, что в 31 графе указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые:

  • для исчисления и взимания платежей,
  • применения мер защиты внутреннего рынка,
  • обеспечения соблюдения запретов и ограничений,
  • принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности,
  • идентификации,
  • отнесения к одному классификационному коду,
  • а также о грузовых местах.

Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.

Для отдельных категорий товаров установлены обязательные требования к описанию. Они содержатся в перечнях, которые являются неотъемлемой частью Порядка заполнения декларации на товары.

Для категории товара «овощи» в графе 31 под номером 1 необходимо указывать «вид». В примере на слайде это редис.

Во втором примере не соблюдены требования к описанию минеральных ват, не указаны количественное соотношение основных компонентов и физическая величина.

На данном слайде приведены примеры с требованиями к описанию отдельных категорий товаров, номенклатура которых свойственна для Уральского центра электронного декларирования.

Для красок и лаков необходимо указывать группу лакокрасочных материалов, область применения, материал-основу. Для духов и косметических средств обязательным является внесение сведений о торговой марке. Для ферросплавов - фактическое содержание основного элемента.

На сегодняшний день на Уральском ЦЭДе сконцентрировано 99,7% декларационного массива региона. К нам мигрировали и «процедурные» декларации. Почти 5 000 таких деклараций оформлено ЦЭДом в этом году.

Рассмотрим помещение товаров под таможенную процедуру переработки на/вне таможенной территории, если в качестве документа об условиях переработки используется декларация.

Информация, заявляемая для получения разрешения на переработку, указывается в графе 31 под номером 6.

Сведения об условиях переработки определены Таможенным кодексом ЕАЭС:

  • для переработки на таможенной территории статья 168 Кодекса;
  • для переработки вне таможенной территории статья 181 Кодекса.

Среди наиболее частых ошибок при заполнении декларации с использованием процедур переработки можно выделить следующие: в графе 31 под номером 6

  • не указываются сведения о замене продуктов переработки эквивалентными товарами, если такая замена допускается;
  • не указываются сведения об операциях по переработке и способах их совершения;
  • не указываются наименование и код товаров и продуктов переработки;
  • не указываются сведения об отходах и остатках, которые могут образоваться в результате операций по переработке.

На слайде приведен пример корректного заполнения таких сведений.

При процедурах переработки, заполняя 44 графу, необходимо указывать сведения о таможенном органе и запрашиваемом сроке переработки.

Не внесение, либо некорректное заявление под кодом вида документа «10023» сведений о таможенном органе, либо под кодом вида документа «10013» информации о запрашиваемом сроке переработки являются нарушением порядка заполнения декларации на товары.

Подобные ошибки приводят к увеличению сроков совершения таможенных операций.

При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза в графе 44 под кодом вида документа «10011» указывается дата окончания заявленного срока временного ввоза товаров и признак продолжительности действия заявленной таможенной процедуры временного ввоза:

  • цифра «1», если срок временного ввоза составляет менее одного года;
  • цифра «2», если срок временного ввоза составляет один год и более.

При помещении товаров под таможенную процедуру временного вывоза данная информация указывается под кодом вида документа «10012».

При завершении действия таможенной процедуры временного ввоза в графе 44 под кодом вида документа «10017» указывается срок фактической продолжительности действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

  • срок менее одного года – цифра «1»;
  • срок один год и более – цифра «2».

При завершении действия таможенной процедуры временного вывоза данная информация указывается под кодом вида документа «10018».

Указывать сведения о заявленном сроке временного ввоза/вывоза не требуется. Исключение составляет случай, когда процедура временного вывоза завершается помещением товаров под процедуру временного вывоза.

Уважаемые участники вебинара, напоминаю, что на основании приказа Федеральной таможенной службы от 04 апреля 2019 года № 592 «Об утверждении способа представления отчетности лицами, пользующимися и (или) владеющими товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), формы отчета о соблюдении условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) лицами, пользующимися и (или) владеющими товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), порядка ее заполнения, а также порядка и сроков представления такой отчетности» отчетность в отношении временно ввезенных товаров предоставляется до 15 июля и 15 января.

Отчетность предоставляется, в том числе, в отношении товаров, временный ввоз которых был завершен либо срок временного ввоза которых истек в прошедшем полугодии и действие таможенной процедуры было прекращено.

Следующие примеры будут полезны для уполномоченных экономических операторов.

В соответствии с установленным порядком при заполнении декларации уполномоченным экономическим оператором в 14 графе указывается номер свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения» номер свидетельства формируется следующим образом:

  • в первом элементе, состоящем из двух знаков, в соответствии с классификатором стран мира указывается код государства - члена Евразийского экономического союза, уполномоченным органом которого принято решение о включении юридического лица в реестр;
  • во втором элементе через слэш проставляется порядковый номер свидетельства;
  • далее также через слэш проставляется слово «ТИП» и без пробелов указывается тип выдаваемого свидетельства.

В примере на слайде указано свидетельство первого типа.

Основными ошибкам при внесении сведений о номере свидетельства оператора являются:

  • не указание номера вообще;
  • не проставление номера типа свидетельства;
  • указание исключительно номера, без сведений о коде государства и типе свидетельства;
  • проставление лишних знаков в номере.

На слайде в нижнем примере продублирован слэш после второго элемента.

В очередной раз скажу, что корректное заполнение электронных полей декларации на товары служит залогом успешного прохождения автоалгоритмов. Рассмотренные ошибки операторов однозначно являются непреодолимым барьером для прохождения авторегистрации.

На этом наш вебинар подошел к завершению. Надеюсь, информация была полезна, и вы будете ее использовать в своей работе».

"Альта-Софт"