26.05.05

Стенограмма: Встреча с М. Дане

Жерихов Александр Егорович - Руководитель Федеральной таможенной службы России.
Доброе утро, уважаемые дамы и господа!
Уважаемый господин Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации!
Уважаемые участники встречи!
Искренне рад приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем мероприятии и хочу подчеркнуть, что Федеральная таможенная служба считает это мероприятие важным на пути продвижения таможенных органов к переходу на работу по международным стандартам. Со словами признательности господину Дане за то, что он нашел время и возможность встретиться с представителями деловых кругов. Хочу от имени Таможенного сообщества сердечно поблагодарить руководство Московской международной бизнесассоциации за организацию данной встречи. Хочу также поприветствовать руководителя аппарата Всемирной таможенной организации господина Жоржа Добру и нашего белорусского коллегу - Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александра Францевича, который также нашел возможность поучаствовать в нашей сегодняшней встрече.
Надеюсь, что данное мероприятие будет полезным для всех как с точки зрения получения разъясняющей информации по вопросам введения рамочных стандартов обеспечения безопасности поставок и содействия международной торговли, так и с точки зрения укрепления партнерства между таможней и бизнесом. Вы знаете, что Международная организация и правительства стран принимают конкретные шаги по разработке новых норм международной торговли, в частности, разработаны такие меры как инициатива по безопасности контейнерных поставок, партнерство по схеме таможня-бизнес и требования по электронной передачи таможенных данных. Именно об этих планах, проектах и предполагаемых результатах их реализации мы попросили рассказать Генерального секретаря Всемирной таможенной организации господина Мишеля Дане.
Нами также запланировано, что сегодня с информацией о концепции развития, можно даже сказать - не концепции, а проекте концепции развития таможенных органов Российской Федерации на сегодняшней встрече выступит заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Лозбенко Леонид Аркадьевич. Проект концепции разрабатывался нами на основе международных стандартов, которые утверждены обновленной Киотской конвенцией, процедура присоединения к которой уже запущена в Российской Федерации, соответствующие письма мы направили в Правительство, они находятся на рассмотрении в министерствах и ведомствах. Эта концепция.
В проекте концепции также содержится много других новаций и, в частности, в сфере развития таможенного администрирования - это и разделение товаропотоков и документооборота, это переход от тотального контроля к выборочному на основе анализа предварительной информации. Это электронное декларирование, анализ управления рисками, постаудит. В конечном итоге - переход российской таможни на работу по принципу контроль в виде сервиса. Но надеемся, что принятие такого программного документа явится значительным событием в развитии Федеральной таможенной службы и бизнессообщества. Надеюсь на нашу дружную, полезную и конструктивную совместную работу.
Прежде чем предоставить слово Мишелю Дане, я хотел бы поприветствовать всех и кто находится, кроме бизнессообщества, я не представил Катырина Сергея Николаевича - это заместитель, вице-президента, скорее всего, правильная должность, Торгово-промышленной палаты, вы его все хорошо знаете. Поэтому, уважаемые коллеги, еще раз приветствую и благодарю господина Дане за участие в сегодняшнем мероприятии и хочу предоставить ему слово. Пожалуйста, господин Дане.

Мишель Дане - Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации.
Господа, генеральные директора, главы предприятий, дамы и господа, представители различных организаций.
Я объезжаю весь мир с тем, чтобы пообщаться с представителями частного бизнеса на пяти континентах и с тем, чтобы объяснить, что мы в настоящее время делаем. И то, каким образом мы готовим таможенные администрации ХХI века на службу экономике народов и таким образом - прогресса и развития. Я встречался с представителями США, Канады, Мексики, Бразилии и стран Европы. Я также встречался с руководством азиатских государств, я встречался с главами предприятий арабских стран и таможней Российской Федерации, которая в значительной степени поддерживает Всемирную таможенную организацию, и мне сказали: Вы должны приехать в Москву с тем, чтобы встретиться с представителями российских предприятий и объяснить, что мы на данный момент делаем, поскольку это коллективный труд, который мы проводим в рамках Всемирной таможенной организации. Это не просто работа секретариата и поэтому я рад, что я смог ответить на приглашение Председателя Федеральной таможенной службы и также Леонида, который является не только заместителем Председателя, который был заместителем Генерального секретаря Всемирной таможенной организации, моим заместителем и для меня это не только друг, он для меня брат. Так что я здесь нахожусь в семье, вместе с вами с тем, чтобы поговорить с вами о таких, может быть, технических отношениях, отношениях между таможнями ХХI века, то есть вот собственно это то, что мы готовим для заседания Совета, которое состоится в июне месяце и все генеральные директора примут ряд решений.
Всемирная таможенная организация - это организация, которая объединяет в себе 155 членов, то есть они представляют собой 88% мировой торговли, то есть таким образом мы обеспечиваем коммерческие обмены мира и с начала создания - в 50-е годы организация наша постоянно занималась облегчением ... Мы рассматривали, каким образом таможня может стать позитивным элементом в развитии торговых обменов, не являясь при этом какой-либо негативной формой или тормозом в развитии международных обменов. Поэтому Всемирная таможенная организация постоянно работает в области облегчения торговли, и мы делаем это совместно с Всемирной торговой организацией, в которой вы пока не входите, но вы уже соблюдаете определенный ряд их правил и принципов, которые требует Всемирная торговая организация и в рамках коммерческих обменов на сегодняшний день все гармонизировано. То есть существуют международные правила, мировые правила, которые применятся ко всем перевозкам товара и вы применяете тарифную классификацию товаров, конвенция ВТО по гармонизированной системе, которая является универсальным документом, которая всем предприятиям, всем таможням мира классифицировать по единым тарифным позициям одни и те же товары, которые перемещаются. Вы более-менее успешно применяете соглашение ГАТ по таможенной стоимости товаров. Это документ Всемирной торговой организации, который позволяет таможенным органам проверять налогообложение товаров и таким образом устанавливать таможенную стоимость экспортируемых в страну товаров.
Есть одна только область негармонизированная - это определение правил происхождения и нет и не будет, поскольку не существует политической воли правительств определить вот эти мировые правила определения происхождения, поэтому существует значительное число двусторонних региональных коммерческих договоров, когда каждое предприятие, которое занимается экспортом и импортом, должно проверять, каковы определения правил происхождения, которые существуют. То есть это достаточно, может быть для вас является источником сложности, поскольку это все негармонизировано и здесь надо смотреть по каждому конкретному соглашению и проводить переговоры с правительствами.
Затем Генеральный директор сказал, что товары перемещаются под контролем таможни, таким образом, для мирового сообщества мы создали пересмотренную Киотскую конвенцию, которая четко говорит, что такое процедура таможенного оформления автоматизированного, безопасного, гибкого, которая позволяет крупным коммерческим операторам и таможенным администрациям работать.
Мы также работали по экспресс-поставкам, когда появилось это новое явление, как быстрое перемещение товаров международными перевозчиками, а затем также возникла электронная коммерция, электронная торговля. Вы уже развиваете ваши торговые обмены на этой основе и мы попытались показать таможенным администрациям, каким образом они могут приспособиться к такой электронной торговле. То есть вот эта задача по упрощению торговли - она является абсолютно естественной для Всемирной таможенной организации. Мы работаем с предприятием неформальным образом, таким образом, мы работаем на благо развития торговых обменов и таким образом глобализация эта является реальностью, это позитивная реальность и этим должны пользоваться все экономики, все предприятия, которые естественным образом соблюдают стандарты и нормы, принятые на международном уровне. А затем случились события 11 сентября в Соединенных Штатах и эти события 11-ый мир показал, что мир стал гораздо более неуверенным и более опасным, поскольку появились проблемы безопасности не только после того, что произошло в США на американской земле 11 сентября, но также и в других частях мира и я не в Москве должен напоминать те драмы, с которыми вы столкнулись с проявлением терроризма здесь.
И таким образом, это ковалось, можно сказать, символы демократии, символы государства для того, чтобы может быть добиться их уничтожения и поэтому безопасность стала очень существенным элементом для правительств и поэтому возникла проблема, каким образом можно применить вот такую безопасность торговых обменов, а также облегчение этих торговых обменов, потому что речь не может идти о том, чтобы границы закрыть.
Когда случились события 11 сентября, Соединенные Штаты за этот день закрыли сразу же границы с Канадой и Мексикой. Это было возможно на 24 часа, на 36 часов, но невозможно жить постоянно с закрытыми границами, поскольку торговля не могла осуществляться, потому что частные люди не могли перемещаться и ничего нельзя было делать. И поэтому такой выход, как закрыть границы, даже в такой безнадежной ситуации - это плохое решение. Отсюда проистекают те инициативы, которые были предприняты американским Правительством в отношении безопасности, которые привели к принятию двух специальных программ: программ по безопасности лотигической, морской сети с крупными торговыми партнерами США, то есть это была создана специальная программа и на сегодняшний день она объединяет 34 порта в мире, они договорились, подписали соглашение с американской администрацией с тем, чтобы обезопасить перемещение контейнеров между этими 34 портами и американскими портами.
И вторая вещь, которую сделало американское Правительство, они создали систему особого партнерского отношения с предприятиями и таким образом туда входят 9 тысяч американских предприятий, они приняли обязательства, подписались под этим процессом партнерства для того, чтобы добиться собственной безопасности. Ну в то же время Соединенные Штаты обратились во Всемирную таможенную организацию, сказали: мы не можем добиться безопасности у всего мира. Это не наша ответственность и у нас нет таких средств, поэтому необходимо, чтобы такая организация как Всемирная таможенная организация подумала над тем, каким образом она может добиться установления безопасности в торговых обменах и каким образом можно сделать то, чтобы торговые обмены продолжали осуществляться с максимумом безопасности.
И большая восьмерка, которая объединяет глав государств, в частности, Президента Путина, когда они встречались 2 года назад в Канаде, мы обратились к международным организациям - создать такие условия для того, чтобы обеспечить и безопасность торговых обменов и также их облегчить. Мы не противопоставляем безопасность и облегчение обменов, мы должны сделать так, чтобы они были взаимодополняющими. Все международные организации работали над этой темой и поэтому ВТО, начиная с июня 2002 года в рамках различных комитетов, в рамках своего совета мы приняли целый ряд мер, сделали ряд предложений, рекомендаций, правильной практики в области облегчения торговли и безопасности.
Все это было поддержано генеральными директорами таможен в 2003-2004 годах. Это документ на сотни страниц. Я не, может быть, даже сказал, что там 1000 страниц, то, что мы написали. Но никто их не применяет на практике. В июне 2004 году никто не применял на практике то, что разработало ВТО, потому что Всемирная таможенная организация не имеет обязательной силы, то есть мы принимаем рекомендации, но мы не можем принять обязательных решений, как Всемирная торговая организация, поэтому в 2004 году с нашими генеральными директорами мы сказали, что: да, вот мы предлагаем такие инструменты, средства для международного сообщества, а это все не служит ничего. То есть наша работа не подходит, значит мы должны разработать что-то новое.
И мы собрали 12 генеральных директоров в 12-ти странах, которые в значительной степени участвуют в этой работе в отношении облегчения торговых обменов и усиления безопасности с тем, чтобы посмотреть, какое можно принять решение с тем, чтобы объединить безопасность облегчения среди этих 12-ти генеральных директоров, есть Российская Федерация. Она также участвовала в этих работах и на сегодняшний день мы завершаем цикл наших размышлений, которые вот имели место между секретариатом 12-ти генеральными директорами, секретариатом и частным бизнесом. И вот что у нас есть. Это рамки по безопасности и облегчению международной торговли. Таким нормативные рамки будут представлены генеральным директорам в июне месяце, которые прочитают документ последний раз, которые должны принять этот документ в июне, затем необходимо будет применять на практике то, что содержится в этих нормативных рамках.
Итак, что же здесь содержится? Что вы можете найти в этом тексте? В этом рамочном документе есть целый ряд концепций, идей, документ начинается с большого вступления, которое объясняет, почему необходимо безопасность торговых обменов, каковы здесь преимущества для правительств, для экономик, для предприятий, для таможенных администраций с тем, чтобы иметь такие стандарты, такие нормы, которые позволяют усилить безопасность и облегчить при этом торговые обмены.
Мы приняли, мы рассматриваем безопасность в широком смысле, то есть не только обезопасить логистическую цепь предприятий. Мы рассматриваем понятие безопасности в широком смысле, то есть не только безопасность логистической сети, но также и безопасность бюджетно-экономической составляющей государства, то есть во многих странах в мире таможенные поступления являются очень существенными и важными. Это часто для наших стран единственный источник бюджета, то есть главы государств должны обеспечить, чтобы сбор таможенных платежей и сборов проходил бы эффективным образом с тем, чтобы действительно вы могли это делать нормально.
И я хотел бы напомнить, и Леонид каждый раз любит, чтобы я это напоминал, что в России, в Москве Российская таможня собирает 42% бюджета. Это огромные налоговые сборы и поэтому здесь существуют такая очень важная функция бюджетная. И затем также этот рамочный документ определяет 4 основополагающих принципа: что такое будет таможенное оформление завтра и что такое безопасное и облегченное таможенное оформление. Из этих 4 принципа следующие. Итак, первый принцип - это предварительный обмен данными автоматизированным способом. Это означает, что, во-первых, мы используем здесь новые информационные технологии, мы отказываемся во всем мире от использования бумаги. Во-вторых, мы говорим, что необходимо подготовить таможенное оформление в страны импорта и поэтому необходимо предварительно отправить информацию, которая может позволить стране импорта подготовить и обработать те поступления, которые поступят в страну, ну то, что касается физической безопасности - там нет и в плане также бюджетной безопасности, поскольку это позволит нам работать на уже задекларированной информации. То есть это такая основополагающая естественная функция, о которой просим предприятия, чтобы они бы заранее автоматизированным образом отправляли всю информацию, которая связана с товаром, который покинет одну территорию и поступит на другую территорию.
Второй основополагающий принцип, который рекомендован рамочным документом, это создание системы анализа и управления рисками. На сегодняшний день никто не может, никакое государство контролировать 100% то, что ввозится или вывозится с национальной территории. Поэтому необходимо быть умными, надо иметь возможность рассматривать только те поставки, которые представляют опасность, риск физический, потому что там может содержаться оружие массового уничтожения или же опасность, поскольку необходимо проверить условия, в которых импортируются эти товары с тем, чтобы соблюдать национальное законодательство, которое в данном случае применяется.
Третий принцип, который мы рекомендуем - это систематическое создание технологий с тем, чтобы контролировать транспортные средства, грузовики, железные дороги и контейнеры. И таким образом мы просим наших членов обзавестись рентгеновскими аппаратами с тем, чтобы обеспечивать физический и реальный контроль на границе, который, вот если есть, контроль, который отобран на основе анализа риска, на основе предварительной информации, если ясно, что там не может быть никакого оружия массового уничтожения, ядерного, биологического, химического оружия. И тогда можно свободно пропустить данный товар.
И четвертый принцип, который мы усиленно рекомендуем - это создание сильных партнерских отношений с предприятиями. Государство не может делать все. Конечно же, государство отвечает за безопасность, государство должно обеспечивать безопасность на национальной территории, в экономике, в стране и безопасность для населения, но государство не может сделать все и государство должно основываться, работать на предприятиях, предприятиях национальных, которые инвестируют в область безопасности, которые проверяют, что их логистические цепи действительно обезопасены. Они проверяют, что склады находятся в безопасном состоянии, что тот персонал, который работает, это не лица, объявленные в розыск или которые представляют опасность. Государство это сделать не может. Это можете сделать вы. И мы говорим, что если вы будете участвовать в этой системе безопасности с тем, чтобы соблюдать определенное количество норм и количество рекомендаций таможня, государство признают за вами особый статус и вы будете получать определенные преимущества в том, что касается скорости оформления и сокращения количества контрольных операций, которые могут иметь место.
И этот рамочный документ основывается на двух вещах. То есть, во-первых, это сотрудничество между таможенными органами. Каким образом две таможенные администрации, скажем там администрация таможенная России и Японии, каким образом они могут работать вместе с тем, чтобы знать, что происходит здесь в Москве и в Японии с тем, чтобы иметь возможность основываться на такой совместной работе.
А вторая основа - это партнерство между таможней и предприятиями, то есть мы хотим, чтобы таможенные администрации и предприятия, которые хотят участвовать в этой работе, поскольку это абсолютно добровольное мероприятие, здесь нет никаких санкций и никаких мер в случае, если предприятие в этом не участвует. Просто мы должны сказать, что мы участвуем в мировой торговле, существует риск того, что могут быть совершены какие-либо акты где-либо в мире, либо на российской территории. И таким образом, мы как главы предприятий, можем поучаствовать в этой совместной работе с тем, чтобы обеспечить безопасность. И вот этот рамочный документ говорит, каким образом партнерские связи должны завязываться между предприятиями и таможенными администрациями.
Благодаря такому средству, которое постепенно будет применяться после голосования генеральный в июне месяце, у меня, по крайней мере, такое чувство, что мы таким образом определили таможенное оформление на ХХI век, предварительный обмен данными, автоматизированный обмен данными, анализ рисков, использование новых технологий и партнерства с предприятиями. Но может быть, я уже уйду на пенсию, может быть уже и умру и мои, так сказать, последователи, вот Леонид, будут применять эти принципы и будут требовать, чтобы эти принципы применялись. Поэтому у нас есть такое чувство, что мы это все определили.
А что же необходимо делать сейчас? На данный момент необходимо наполнить этот рамочный документ и это уже на ответственности таможенных администраций, поскольку каждая таможня находится в своей специфической ситуации, в конкретном случае. На сегодняшний день ни один член Всемирной таможенной организации не может применить на практике этот рамочный документ. Я вам могу привести пример США, которые все-таки с апреля 2001 года работают над этим. Американцам придется поменять в чем-то свое национальное законодательство с тем, чтобы иметь возможность обмениваться информацией с другими таможенными администрациями, поскольку на данный момент это не соответствует национальному законодательству США.
В России у вас есть современный Таможенный кодекс, который соответствует международным стандартам, как уже сказал Генеральный директор, формально вы еще не присоединились к пересмотренной Киотской конвенции, но я уже получил письмо из Москвы, не только письмо я получил, весь Таможенный кодекс Российской Федерации с тем, чтобы почитать его, посмотреть, что там содержится и соответствует ли он содержанию Киотской конвенции. Вы там включили в ваш Кодекс все элементы Киотской конвенции. То есть, конечно, необходимо провести работу по адаптации, но это минимальная работа.
Но давайте посмотрим теперь, скажем, арабские страны, Латинскую Америку, Африку, азиатские страны. Эти страны пока не готовы непосредственно применять рамочный документ. Необходимо усилить их потенциалы, необходимо их модернизировать, чтобы поднять свой организационный, законодательный, административный уровень с тем, чтобы они могли применять этот документ. То есть это длительная работа, основанная на добровольном подходе, на прогрессивном подходе. И я не хочу тут обещать, что 15 августа все будет замечательно, что мы урегулируем все проблемы с предприятиями по всему миру. Мне не только необходима российская таможня, это абсолютно очевидно, но мне нужны также и российские предприятия, мне необходима поддержка российских предприятий. Мне это необходимо, потому что рамочный документ может работать только лишь при настоящем реальном партнерстве между таможней и предприятиями, и Всемирной таможенной организацией.
Во всех странах уже существуют определенные формы партнерства, определенные потенциалы по сближению частного и государственного секторов, определенный потенциал в совместной работе, но здесь необходимо продвигаться гораздо дальше, необходимо, чтобы предприятия действительно открылись в отношении таможенных организаций, необходимо, чтобы таможенные администрации могли оценить сделанные, предпринятые усилия в том, чтобы признать эти предприятия и отдать им определенное количество привилегий, преимуществ, которые должны быть оценены предприятиями.
То есть, есть два как бы типа таких привилегий. Это, скажем, сокращение стоимости операции и мы действуем так, чтобы те меры, которые мы рекомендуем, не увеличили стоимость таможенных администраций, чтобы это не было дополнительными расходами. Я не говорю, что безопасность не имеет своей стоимости, только лишь хочу сказать, что мы очень внимательно присматриваемся к тому, чтобы не было увеличения стоимости таможенных операций, потому что мы должны добиться безопасности в сфере коммерческих поставок. И как нам показал американский опыт, и как нам покажет применение на практике рамочного документа то, что предприятия, которые управляют своей логистической целью от зоны производства товара до зоны потребления, то есть конечного значения товара, то эти предприятия выиграют время, поскольку они таким образом контролируют всю свою логистику. Они знают, что они перевозят, они могут давать таможне всю информацию о том, что происходит. Таможня знает эти предприятия, она может, так сказать, оценить серьезность инициатив, предпринятых тем или иным предприятием, и тогда таможня будет меньше контролировать данное предприятие. То есть ваши контейнеры, ваши транспортные средства.
Ну если так помечтать, может быть все пройдет через такую особую, специально открытую дверь для данного предприятия. То есть меньше контроля, больше гибкости и с этой точки зрения выше скорость, то есть таким образом сокращается стоимость перевозки.
И второе последствие - это если вы управляете вашей логистической цепочкой и различные портовые, железнодорожные структуры лучше контролируются своими властями совместно с таможенными службами, то и сокращается число краж, исчезновение товаров и стоимость страховки сокращается, то здесь мы переходим к более регулируемому механизму, который меньше стоит.
И третий элемент, как испытывают потребность в этом европейские, американские или азиатские, или российские предприятия, если генеральные директоры следят за тем, что я говорю, у меня еще нет для этого точного термина, речь идет о месте встреч для предприятий и ВТО. То есть своеобразный клуб, ассоциация, фонд - не знаю, но то место, где мы сможем работать с предприятиями, выслушивать их потребности вне зависимости от континента и ситуации. Нужно слушать, что они хотят, как они видят изменения мира, улучшение механизмов способствования торговле, каковы их предложения с тем, чтобы ускорить эти процессы и с тем, чтобы после этих встреч комитета, совета - что угодно - мы могли выработать некоторые предложения, которые будут предложены таможенным экспертам и генеральным директорам, которые уже могут решать: принять их или нет.
И у меня здесь, я больше встречаюсь с европейцами, а не с американцами и в том числе я хочу, чтобы российские предприятия работали вместе со мной и с тем, чтобы мы вместе смогли поддерживать диалог, который выйдет за рамки диалога российской таможни, российские предприятия, но станет диалогом российские предприятия, таможенные, российская таможня и ВТО с тем, чтобы мы могли продвинуться вперед. И если я должен уже заканчивать, то хочу сказать, что мы все сделали для того, чтобы не противопоставлять безопасность и способствование торговле. Когда вы говорите с ответственными представителями секретных служб крупных стран Европы, Америки или России, то они все убеждены, что где-то в мире идет подготовка атак, которые превзойдут по своему охвату те, что были 11 сентября или теракты в России через 5 лет, через 6 месяцев - мы не знаем, но они в этом уверены. И они уверены, что эти теракты должны дестабилизировать и разрушить наши демократии или ценности, которым мы привержены. И среди наших ценностей сегодня торговля является такой же ценностью, через коммерцию, торговлю, через деятельность предприятий мы улучшаем и увеличиваем прогресс, экономический рост и можем бороться против недостаточного развития и бедности в мире, как туризм, как религия, как другие факторы - торговля может являться тем элементом, который привлекает террористические организации, который может нас отбросить на 150 лет назад.
Представьте себе мир в том случае, если есть, ведь у нас есть 400 портов в мире и если в одном из этих портов взорвется контейнер с оружием массового уничтожения, мы окажемся на 150 лет назад, мы закроем все свои границы. И представьте себе, как будет развиваться торговля в этом случае, поэтому фактор безопасности существует, но мы хотим, чтобы он не доминировал и не мешал торговле. И как говорит Кофе Аннан - Генсек ООН, нет развития без безопасности, но также нет и безопасности без развития. Необходимо, чтобы эти два элемента сочетались и сопровождались друг с другом.
И второй элемент, которому мы придаем внимание, мы хотим, чтобы содержание норм соответствовало международным правилам, которые сейчас существуют или в ВТО, или в Всемирной торговой организации, обе организации должны все сделать для того, чтобы избежать создания новых барьеров, которые будут мешать развитию международной торговли.
Третий элемент состоит в том, что мы, и я хочу убедить в этом генеральных директоров, и будь то в Москве, в Уагадугу, в Альпаризо, то диалог предприятия и таможни не существует, или он не плодотворен и без этого диалога мы не сможем разработать правила и стандарты, которые позволят либерализовать живые силы всемирной торговли и обеспечить экономический рост для наших народов.
Спасибо за внимание, дамы и господа.

Жерихов Александр Егорович - Руководитель Федеральной таможенной службы России.
Благодарим Вас, господин Мишель Дане за очень интересное и содержательное выступление. Мы полностью, Российская таможенная служба полностью разделяет те правила и стандарты, которые вырабатывает Всемирная таможенная организация, назвали 4 основных принципа. Это предварительный обмен информацией в электронном виде, анализ управления рисков, современные технологии и создание партнерских отношений с бизнесом. Это нам очень импонирует и мы эти принципы уже сейчас заложили в проект концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2008 года и до 2010 годов.
Но вот Вы тут сказали, что эти принципы в июне месяце мы будем действительно под Вашим руководством обсуждать на сессии Всемирной таможенной организации. Мы сразу открыто говорим, что мы поддержим и мало того, мы будем в основу нашей практической работы таможенных органов эти принципы внедрять, но то, что Вы сказали, что на пенсию собираетесь - это еще рановато, Ваш профессионализм, Ваше отношение и Ваш опыт - он далеко не востребован еще и Ваш потенциал для развития Всемирной таможенной организации. Поэтому Российская таможенная служба будет все делать для того, чтобы Вы еще дольше оставались на этом ответственном посту, поэтому еще раз благодарим Вас за Ваше интересное выступление.
Ну я думаю, мы поступим следующим образом. Вот мы говорим о концепции развития таможенной службы и я попросил Леонида Аркадьевича - своего заместителя, чтобы он все-таки видение нашей российской таможенной службы бизнес сообществу довел, мы в разных аудиториях, перед различными бизнес сообществами выступали, но хотелось бы, чтобы, пользуясь такой возможностью, Леонид Аркадьевич вас проинформировал о наших подходах, которые внесены в Правительство. А потом, наверное, Александр Иванович - организатор этой встречи, передадим ему слово и он даст представителям бизнеса, если есть вопросы к господину Дане или к нам, мы на них ответим. Леонид Аркадьевич, пожалуйста.

Лозбенко Леонид Аркадьевич - Заместитель руководителя ФТС России.
Спасибо. Уважаемые коллеги! Уважаемый Генеральный секретарь - фактически брат, как было сказано. Я очень счастлив такой возможности в присутствии Генерального секретаря обратиться к теме, которая на сегодняшний день является самой важной, наверное, для деятельности не только Таможенной службы России, но и бизнеса нашего сообщества. Не секрет, что последние 2-3 года мы работаем в абсолютно открытом режиме, все сидящие в этом зале, кто с нами работает, уверен, могут это подтвердить. Наши встречи и контакты с бизнесом больше не носят эпизодического характера. Это не встречи двух каких-то лагерей, это встречи единомышленников по большому счету, которые хотели бы совместно решать проблемы, которые есть на пути развития торговли в Российской Федерации.
По поручению Министра Грефа мы последние несколько месяцев, вот Александр Егорович об этом сказал, очень активно работали над созданием Концепции развития Таможенной службы России на ближайшие годы. Ну казалось бы, многие вещи уже сделаны, может быть этого и не надо было бы делать, однако, вот развитие событий, о которых только что сказал Генеральный секретарь, оно подчеркнуло действительно необходимость принятия подобного документа на современном этапе.
Как совместить безопасность и содействие торговле? Как сделать так, чтобы обезопасить страну и одновременно получить дополнительную прибыль, развивать торговлю без барьеров. Как одновременно при этом сделать так, чтобы таможенная служба вышла на определенный уровень развития, чтобы применять стандарты, о которых говорил Мишель. Он не назвал одну цифру, но поскольку я член группы высшего уровня Всемирной организации по разработке этих стандартов, я могу сказать, что на последнем заседании начальник таможенной службы США господин Боннер привел пример. Они работают по безопасности контейнерных перевозок на морях. Программа Американцы работают уже год в этой программе. Мишель назвал 34 порта, которые участвуют в этой программе. Российских портов, к сожалению, там нет ни одного. И на все наши вопросы: почему нет? Пока принципиального точного ответа мы не получили, почему нас там нет.
Но тем не менее. Вот за прошедший год был проведен анализ, что получили те компании, которые участвуют в программе вот по безопасности контейнерных перевозок морями. Оценка такая. Таможенное вмешательство, назовем это так, вот для компаний, которые участвуют в этой инициативе, сократилось в 6 раз, в 6 раз. Представьте, при гигантских объемах контейнерных перевозок морями - это сотни, сотни миллионов долларов без потерь для крупных компаний, для средних компаний и т.д. Но позиция американцев достаточно жесткая в этой ситуации, если за 24 часа до прихода судна нет предварительной информации, судно на рейд, даже не досматривается. То есть вопрос сложный, непростой, неоднозначный, но это вопрос такой: кто готов давать информацию таможне, предварительную информацию в соответствующем режиме - пожалуйста, нет проблем. Это, собственно, то, о чем говорил Мишель.
Вот эти стандарты, которые мы примем в конце июня, а я убежден, что генеральные директора всех континентов поддержат эту идею, вот это должно нас привести к принципиально новому подходу в работе таможенных органов всего мира, повторяю, всего мира. Поэтому Генсека мы и попросили приехать к нам и поделиться этим видением с таможней. Если раньше таможня была, в основном, импортно ориентирована по контролю, то сейчас на первый план выходит экспортная ориентация контроля. То есть то, что на экспорте идет по информированию, должно биться с импортными требованиями, должны быть единые подходы к анализу управления рисками и в этой ситуации это даст возможность спокойно и свободно работать в этой части, соединяя и безопасность, и содействие торговле, то есть, получая прибыль для всех.
Обращаясь к Концепции, некоторые из вас присутствовали на наших презентациях, которые мы делали до этого. Это проект, с которым мы выходим на Правительство, мы получаем сейчас отзывы от многих министерств и ведомств российских. Таможня - такой зверь, который затрагивает практически всех, абсолютно все сферы. В этой связи нам было поручено разослать этот проект практически во все ведомства. Мы получили уже более 15 отзывов от крупных министерств, ведомств, в основном позитивные, подавляющее большинство позитивных. Есть некоторые замечания, над которыми мы работаем сейчас.
Обращаясь к Концепции, я хотел бы, чтобы вы в ходе ее презентации постоянно коррелировали то, что я скажу и то, что говорил Генеральный секретарь, куда идет мир и что делает Россия в этой связи, или что сделала уже Россия, потому что, предвосхищая даже нашу презентацию, я вам могу сказать: 2-3 года назад, когда мы задумывались о нашем пути движения вперед, ведь мы уже думали обо всем этом деле. И большую часть вещей, которая сейчас пойдет вот в стандарты, мы ее практически применяем или начинаем применять в этой работе.
Итак, какую цель мы ставим? Это определение наиболее эффективных средств и методов непосредственной реализации таможенными органами задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации. То е