29.04.09

Состоялось заседание Коллегии ФТС России

29 апреля руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел заседание Коллегии ФТС России, где были обсуждены шаги по формированию таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан и вопросы обеспечения системы торговых ограничений и валютного контроля. В работе Коллегии принял участие председатель ГТК Республики Беларусь Александр Шпилевский.

В работе по формированию таможенного союза таможенные органы России опираются на установки Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 12 июля 2008 года: <:Россия будет: активно работать в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к этой работе других государств - членов ЕврАзЭС; принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции:> Таможенный союз предполагает отмену таможенных пошлин во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории или происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, а также не применение ограничений экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Таможенный союз также предполагает применение единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами и проведение относительно них единой таможенной политики. Кроме того, в таможенном союзе действует единое законодательство в области таможенного дела и функционирует единая система управления таможенным администрированием. Коллегия ФТС России обсудила вопросы создания Координационного совета руководителей таможенных служб таможенного союза - наднационального коллегиального органа, принятия Таможенного кодекса таможенного союза, внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, предложений по реализации Комиссией таможенного союза функций в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, проекта международного соглашения о принципах привлечения к уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, мероприятий по развитию информационных систем, методологии ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, а также иные актуальные задачи организации таможенного администрирования в рамках таможенного союза.

Таможенные органы играют существенную роль в системе обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, и валютного контроля. Таможенные органы в соответствие с компетенцией предпринимают все необходимые меры по обеспечению должного уровня соблюдения законодательства, но их усилия могут стать неэффективными в случает усиления угроз экономической безопасности России.

Угрозу экономической безопасности страны продолжают составлять незаконные действия участников внешнеторговой деятельности и негативное воздействие со стороны стран-контрагентов. Позиции добросовестного отечественного производителя могут страдать вследствие наличия на внутреннем рынке большого количества иностранных товаров, к которым не были применены или были частично использованы меры экономической политики. Осуществление государственного контроля в некоторых областях делегировано коммерческим организациям (органам сертификации, центрам экспертиз и т.п.) Перечни продукции, представляющей потенциальную угрозу причинению вреда, актуализируются не своевременно. Существующая система обеспечения государственного регулирования внешнеторговой деятельности противоречива и разветвлена, не всегда учитывает специфику перемещения товаров через таможенную границу.

В настоящее время ежегодно таможенным органам предъявляется свыше 12 млн. разрешительных документов, выданных различными государственными и уполномоченными органами. Каждая ГТД (грузовая таможенная декларация) включает сведения о 4-6 разрешительных документах. Ежедневно таможенными органами проверяется более 60 тысяч документов. Только в 2008 году таможенные органы выявили свыше 13 тысяч недействительных документов, представленных для целей таможенного оформления (сертификаты соответствия - свыше 70 процентов, санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о госрегистрации - около 25 процентов, лицензии и другие разрешительные документы - 5 процентов).

Коллегия ФТС России решила, что в целях повышения эффективности таможенного контроля в области торговых ограничений и валютного контроля, а также противодействия усиливающимся угрозам экономической безопасности страны, необходимо разработать концепцию, которая определит долговременные шаги (до 2020 года) таможенных органов по выполнению стратегических задач, поставленных руководством страны.

Пресс-служба ФТС РФ 29.04.09