12.04.24

Скупой платит дважды: чем рискуют покупатели «серых» электромобилей

Электромобили и гибриды из Китая завоевали популярность в России благодаря высоким технологиям, дизайну и скоростным характеристикам. Не секрет, что многие модели поставлялись неофициально, из-за чего возникали проблемы с гарантией, обслуживанием и безопасностью покупателей. Новые правила таможенного оформления, которые с 1 апреля стали действовать в отношении электрокаров и гибридов, ввозимых в Россию, призваны поменять эту ситуацию. Эксперты считают, что подобные меры делают рынок более цивилизованным. Подробности — в материале «Известий».

Оформление только в России

С 1 апреля в отношении электрокаров и гибридов, которые ввозятся в Россию, в том числе и из стран — участниц ЕАЭС, начали действовать новые правила таможенного оформления. Теперь, согласно постановлению правительства РФ, декларация на такие машины должна быть оформлена российской таможней.

— В отношении транспортных средств с электродвигателями (в том числе оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа) обязательным условием принятия расчета утилизационного сбора является информация о декларации на товары или пассажирской таможенной декларации, выпуск которой осуществлен таможенными органами Российской Федерации. Отсутствие декларации (информации) является основанием для возврата комплекта документов плательщику, — говорится в сообщении пресс-службы ФТС РФ.

Товары, имеющие статус товаров Союза, в том числе автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС, обращаются свободно, отмечают в ФТС РФ. Однако в отношении таких товаров необходимо дополнительно уплатить утилизационный сбор, подчеркивают в ведомстве.

— При расчете суммы утилизационного сбора применяется формула, установленная постановлением правительства РФ от 13.02.2024 № 152, которая включает в себя поправочные коэффициенты, зависящие от ранее уплаченных в иных государствах — членах ЕАЭС таможенных платежей, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ФТС.

К примеру, популярный кроссовер Voyah Free номинальной мощностью 203 кВт в Китае стоит 266 900 юаней, или 3 млн 416 тыс. в переводе на рубли. До 1 апреля этот автомобиль, ввезенный по «серой» схеме импортером-физлицом через Киргизию, в России стоил около 3 млн 800 тыс. рублей без учета наценки «серого» дилера. После 1 апреля такая машина будет стоить уже значительно дороже, при таможенной очистке придется заплатить таможенную пошлину в размере 48% от средней стоимости автомобиля. Всего получается больше 1 млн рублей. Ввозная цена на машину вырастает как минимум до 5 млн рублей. Плюс наценка продавца — минимум полмиллиона рублей.

Пошлины, отличные от нуля

В конце ноября прошлого года Советом Евразийской экономической (ЕЭК) комиссии было принято решение о продлении до 31 декабря 2025 года нулевых таможенных пошлин на электромобили в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии. А в некоторых странах ЕАЭС, например в Армении, на такие машины еще установлены нулевые ставки НДС. При этом в России с 2022 года электрокары облагаются пошлиной в размере 15% от их таможенной стоимости.

В решении Совета ЕЭК отдельно указано, что «не допускается передача прав владения, пользования и распоряжения электромобилями лицам, имеющим гражданство и (или) постоянное место жительства в Российской Федерации». Но такие машины различными путями всё равно попадали в нашу страну по «серым» каналам и стоили заметно дешевле моделей, ввезенных официальными импортерами и растаможенных по всем правилам.

Занизить не дадут

Новые таможенные правила делают рынок этих моделей более цивилизованным — считает главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов.

— Главное, чтобы они не имели обратной силы и владельцы электрокаров и гибридов, ввезенных в нашу страну до 1 апреля, не столкнулись с требованиями доплатить определенную, зачастую достаточно внушительную сумму, — отмечает Тарасов.

Апрельские изменения в первую очередь направлены на борьбу со ввозом таких машин с заниженными таможенными платежами, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Это защитит интересы российских производителей электрокаров, а также официальных импортеров и дилеров, продающих электромобили и гибриды. Это очередной шаг властей к созданию цивилизованного рынка таких машин в нашей стране, — заявил он «Известиям».

Только одобрение

Первым шагом к «цивилизации» было принятое в начале этого года решение об упорядочивании сертификации электрокаров и гибридов, напомнил эксперт. Теперь при их ввозе в нашу страну импортеры-юрлица должны оформлять на такие машины Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое предполагает проведение полного цикла испытаний и тестов, отметил Моржаретто.

Cроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 месяца до 12 месяцев и стоить от 4 млн до 15 млн рублей. Кроме того, оформление этого документа возможно лишь при согласии со стороны китайских владельцев бренда. Поэтому официально в России пока представлены немногие гибриды и электромобили, например Voyah и M-Hero.

Некоторые модели Voyah ввозили и по «серой» схеме, машины стоили дешевле, но были лишены гарантии, доступных в России запасных частей, русификации и официального сервиса. Кроме того, в официальном сервисе не всегда могут разобраться с тем, что уже натворили «кулибины» из неофициального СТО.

— Действие гарантии предоставляет клиенту всю полноту правовой защиты. Продукция, реализуемая официальным дилером Vоyah, подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», что предполагает эффективное, а главное, юридически прогнозируемое решение всех спорных ситуаций. Клиент может рассчитывать на своевременное и качественное устранение любых выявленных дефектов, а также восстановление работоспособности основных систем электромобилей и гибридов Voyah. Сроки проведения всех гарантийных работ четко регламентированы, что обеспечивает владельцам официально поставляемых электромобилей Voyah получение сервиса согласно всем стандартам премиального бренда.

Сервисные центры официального дилера не испытывают проблем с запасными частям: на складах имеется значительный запас деталей. Официальные сервисы Vоyah имеют в своем распоряжении полный комплект необходимого диагностического оборудования, а высококвалифицированные сотрудники, включая специалистов с допуском к высоковольтным работам, проходят обучение под контролем производителя, — рассказал директор по дистрибуции и развитию дилерской сети бренда Voyah Алексей Ледков.

Полный сюрпризов «Зикр»

Владельцы популярных в России китайских электромобилей Zeekr оказались в более сложной ситуации. Мастерские, занимающиеся машинами, как правило, действуют методом проб и ошибок, без необходимого диагностического оборудования и официальных мануалов и каталогов запчастей. С поломками редукторов они пытаются бороться частыми заменами масла, а с проблемами электроники — неофициальными прошивками.

— Утром, приехав на работу, всё было ок. А вечером, когда поехал домой, получил гирлянду ошибок. Почитав и поспрашивав на форумах, пробовал своими силами решить проблему. Начал с перезагрузки телематики. Потом попробовал обесточить машину. Ошибка не пропала. Больше всего паники от того, что нет понимания, куда ехать на ремонт. Машина на ходу, но камеры не работают. Парктроник не работает. А это очень нужная часть, так как в основном машина для жены, — жалуется в популярной автомобильной соцсети владелец Zeekr Юрий.

Представители белорусского сервиса, занимающегося Zeekr, рассказывают, как у одного кроссовера на пробеге 1600 км развалился мотор, а у другого при пробеге 200 км светилось 20 ошибок на панели приборов.

Чем более редкие марка и модель автомобиля, тем сложнее будет поиск и дольше срок ожидания запчасти. Руководитель станций кузовного ремонта сети Fit Service Ярослав Кукарин рассказал случай, когда китайскому электромобилю BYD требовалась замена кузовных деталей. Их искали 2,5 месяца, но в результате владельцу машины пришлось самому заказывать запчасти через знакомого.

— Главная проблема «серых» электрокаров — отсутствие заводской гарантии, трудности с поиском запчастей, а также отсутствие русификации. Эти «неудобства» отчасти компенсировались более низкой ценой таких машин по сравнению с аналогами, представленными официальными дилерами, — рассказывает Руслан Тарасов. Но такая «экономия» приводит к большим расходам в процессе эксплуатации.

Кроме того, «серые» дилеры обычно располагаются в крупных городах и владельцу машины из небольшого населенного пункта придется ездить на обслуживание в мегаполис.

Дорого и ненадежно

Теперь особого смысла в покупке «серого» электрокара без гарантии и фирменной поддержки уже нет, считает эксперт. Из-за введения новых правил таможенного оформления цены на официальные и «серые» модели если не сравняются, то во всяком случае будут близки.

— С уверенностью можно сказать, что «серые» машины, ввезенные через Киргизию, Белоруссию, Армению или Казахстан, заметно подорожают: у таможенников есть возможности проверить, по какой таможенной стоимости изначально импортировалась эта машина, не была ли она оформлена по тем или иным льготным схемам в другой стране, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

По словам Шапарина, теперь все модели электрокаров и гибридов, не представленных в нашей стране официально, будут ввозиться в единичном порядке, под конкретного клиента.

Это, в свою очередь, может привести к увеличению числа мошенников, ведь продавцы требуют предоплату.

— Есть вероятность, что, получив задаток за машину, недобросовестные импортеры могут просто «раствориться». В итоге покупатель останется и без денег, и без автомобиля, — считает Антон Шапарин.

Известия