21.10.09

Сибирские таможенники обсудили две актуальные темы

Сегодня, 21 октября, в Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления (СТУ) по двум актуальным темам: об организации работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах СТУ и о работе таможенных органов СТУ по организации таможенного контроля леса и лесоматериалов. Цель коллегии - подведение промежуточных итогов работы таможенных органов по этим двум направлениям, выявление проблем и выработка конкретных решений по устранению недостатков.

В мероприятии, которое проходило в режиме видеоконференции, приняли участие начальник СТУ Александр Каширский, заместители начальника управления, начальники служб, таможен и начальники ряда таможенных постов Сибирского региона. Всего в коллегии приняли участие более 170 должностных лиц таможенных органов.

По первому вопросу на коллегии было отмечено, что в целях профилактики коррупционных проявлений, для оценки уровня должностных злоупотреблений и проявлений коррупции в подчиненных таможенных органах проведена акция по анонимному анкетированию участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) региона, а также анализ работы «телефонов доверия» и эффективности использования информации, полученной по этому каналу в таможенных органах. По результатам анализа выработан и реализуется комплекс мер, направленных на активизацию работы «телефонов доверия». С этой целью в общедоступных местах в административных зданиях таможенных органов размещена информация для физических лиц и участников ВЭД о «телефоне доверия».

Также говорилось, что для повышения эффективности кадровой работы, реализации практических мер по противодействию коррупции, своевременному выявлению факторов риска, которые могут оказать негативное влияние на уровень выполнения служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов, в соответствии с руководящими документами ФТС России в СТУ с июля 2008 года организовано проведение опросов с использованием полиграфа. За указанный период проведено более 150 опросов, из них в 71% случаев выявлены факторы риска, препятствующие поступлению или прохождению службы в таможенных органах. Доминирующими факторами риска, выявленными в ходе полиграфных проверок, являются: «Наличие в прошлом фактов злоупотребления служебным положением» (27%), «Получение финансовых средств или каких-либо видов вознаграждений от физических или юридических лиц за услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей» (26%). Основная работа по данному вопросу была и будет в дальнейшем направлена на формирование у должностных лиц таможенных органов антикоррупционного правосознания, непримиримой борьбы с должностными правонарушениями, совершенствование нормативно-правовой базы, препятствующей коррупционным деяниям, выработку средств, форм и методов эффективного противодействия должностным преступлениям. По второму вопросу участниками коллегии было озвучено, что накопленный таможенными органами СТУ опыт позволил организовать в целом эффективную систему таможенного контроля экспортируемых леса и лесоматериалов.

В настоящее время экспорт лесоматериалов осуществляется в регионах деятельности Иркутской, Братской, Красноярской, Бурятской, Алтайской, Читинской, Томской, Омской таможен. Во всех указанных таможнях (кроме Омской таможни) наблюдалось снижение количественных и стоимостных объемов экспорта указанных товаров.

За 8 месяцев 2009 года стоимость экспортируемых лесоматериалов по СТУ составила 1,5 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 257,1 млн. долларов США (на 14,5%). Экспорт леса и лесоматериалов из региона осуществлялся в 57 стран дальнего и ближнего зарубежья. По сравнению с январем-августом 2008 года экспорт леса и лесоматериалов в страны дальнего зарубежья сократился на 13,9%, в страны СНГ - на 17,4%.

В целях совершенствования организации таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов ещё в 2005 году в Иркутской таможне был начат эксперимент по таможенному контролю необработанных лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета лесоматериалов. Этот эксперимент охватывал регион деятельности Иркутской, Забайкальской и Наушкинской таможен.

Суть эксперимента заключалась в том, что решение о применении упрощенного порядка декларирования необработанных лесоматериалов принимается с учетом наличия у участника ВЭД системы электронного поштучного учета. Технология электронного учета лесоматериалов предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде следующую информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объём, сортность и прочие характеристики бревна. Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная информационная база, в которой содержатся необходимые сведения обо всех бревнах, предназначенных на экспорт, и отслеживается их передвижение.

Проводимый эксперимент дал положительные результаты, в частности, повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 куб. м до 85 куб. м.

Проблемным остается вопрос достаточного оснащения всех мест отгрузки погрузочно-разгрузочной техникой, весовым оборудованием по причине отсутствия единых унифицированных нормативных требований к оснащению.

Кроме того, в последнее время значительно увеличилось количество недействительных фитосанитарных сертификатов, представляемых при таможенном оформлении экспортируемых леса и лесоматериалов. В 2007 году в таможнях СТУ выявлено 77 недействительных фитосанитарных сертификатов, в 2008 году – 258, а за 8 месяцев текущего года – уже 424.

Сложившуюся ситуацию необходимо обсуждать совместно с представителями территориальных управлений Россельхознадзора в целях поиска путей решения данной проблемы.

Также стоит добавить, что экспорт леса из Сибири остается одной из криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности. Анализ уголовных дел и дел об административных правонарушениях свидетельствует о том, что наиболее типичными обстоятельствами совершения преступлений и правонарушений при перемещении леса и лесоматериалов являются:

- использование подложных документов «фирм-однодневок»;
- представление в таможенный орган недействительных фитосанитарных сертификатов;
- недекларирование при экспорте лесоматериалов части товара, фактически погруженного в железнодорожный вагон, в том числе заявление сведений только об одной породе древесины (выявляется при таможенном досмотре, допускается вследствие неправильного обмера, недостатков организации схем погрузки и декларирования товаров);
- заявление недостоверных сведений о товаре вследствие неверного определения сорта декларируемой древесины, если такие сведения послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов;
- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, а также несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;
- несоблюдение сроков подачи таможенной декларации, документов и сведений.

На заседании коллегии участники особо отметили тот факт, что организация эффективной системы таможенного контроля и пресечение незаконного экспорта леса и лесоматериалов невозможна без тесного сотрудничества с правоохранительными и иными государственными органами.

Справка о Сибирском таможенном управлении: под контролем СТУ находится более трети всей российско-казахстанской границы (2697,9 км), около 3484,9 км российско-монгольской, 1586,1 км российско-китайской границы. Общая протяженность таможенной границы в Сибирском федеральном округе составляет почти 12 000 км. Таможенная служба региона – аппарат управления, 16 таможен (в том числе 2 оперативные таможни), 78 таможенных постов, 73 пункта пропуска.

Отдел по связям с общественностью СТУ; 21.10.09