20.10.25

​Самарскую область хотят превратить в столицу логистики Поволжья

В Тольятти прошла большая конференция по транспорту и логистике, организованная РЖД, «PRO//Движение.Поволжье». На ней встретились представители бизнеса, власти и железной дороги, чтобы обсудить, как улучшить перевозку грузов в России, Поволжье и Самарской области.

— Здесь есть всё: железная дорога, Волга, автомобильные трассы и особая экономическая зона (ОЭЗ), — объяснили организаторы.

В этом году для проведения конференции выбрали Тольятти. Участников и гостей приняла «Жигулевская долина».

Конференция началась с констатации того факта, что за последний год общий объем перевозок упал примерно на 6-7%. Основная причина — снижение спроса внутри страны.

— Люди стали меньше строить, покупать, — отметили участники.

Но есть и хорошие новости: например, начали выходить в плюс перевозки удобрений, контейнеров, металлов, продуктов сельского хозяйства, которые везут на экспорт. Многое из того, что везут за границу, производят именно в Тольятти.

— Нам пока далеко до показателей 2021 года, но позитивная динамика, определенно, есть, — сказал представитель «Тольяттиазота».

Главный для региона приоритет — развитие транспортного коридора «Север — Юг», который ведет в Иран, Индию, страны Азии и Африки, и ориентир на мультимодальные перевозки. Это когда один груз путешествует сразу несколькими видами транспорта — автомобилем, железной дорогой и по воде.

В качестве наглядного примера прямо во время конференции в режиме видеосвязи из Самарской области отправили 100 контейнерный поезд. Поезд отправился в путь со станции Безымянка, и сначала доедет до порта Мыс Чуркин во Владивостоке, потом по морю поплывет в Шанхай. В контейнерах — много тонн рапсового масла, которое в Китае используют в пищу и применяют для производства несъедобных товаров .

— Если говорить об октябре, то это три таких контейнерных поезда мы отправляем Индию, ЮАР, Саудовскую Аравию. В этом году мы протестировали доставку грузов в столицу Южной Африки Кейптаун и Момбасу — главный порт Кении. Такие перевозки стали альтернативой, причем, рабочей, живой и технологичной. У региона есть все шансы развивать направление и превратиться в крупный логистический центр, столицу перевозок Поволжья, — сообщил руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей правительства Самарской области Дмитрий Абрамов.

Участники уверены, что именно за мультимодальностью — будущее.

— Объемы по таким перевозкам уже растут. В частности, контейнерные перевозки выросли на 50% по одному из маршрутов. Наша цель — сделать их быстрой и недорогой альтернативой морским путям, которые использовались ранее, — сообщили участники.

Многое для исполнения задумки в регионе имеется. Например, крупные резервы есть у инфраструктуры железнодорожной станции «Жигулевское море», ее, сошлись во мнении участники, необходимо совершенствовать и загружать. Некоторые виды перевозок не требуют серьезных инвестиций.

— «Порт Тольятти» готов в 2 раза увеличить перевалку грузов без больших вложений, но ему нужны специальные тарифы от РЖД, чтобы конкурировать с прямым железнодорожным сообщением. Увеличение нагрузки на порт еще на 50% потребует от нас инвестиций порядка 300 миллионов рублей, — сказал генеральный директор компании Павел Королев.

Минус у речных перевозок только один — это не круглогодичный вид транспорта, зимой на Волге встает лед. Но, как заверил начальник порта, зимой ресурсы компании можно задействовать для загрузки и разгрузки товаров.

Подводя итог конференции, начальник Куйбышевской железной дороги сообщил, что комбинированные перевозки в любом случае — стратегическая потребность еще и для связи европейских и азиатских регионов России, нужно над ними работать.

— Мы запустили обширную программу проектов, направленную на развитие современной инфраструктуры. Это позволит увеличить потенциал магистрали и будет способствовать экономическому росту региона, — сказал Вячеслав Дмитриев.

Глобальный проект регионального масштаба — строительство Южного железнодорожного обхода. Сейчас он находится в стадии разработки и требует серьезных финансовых вливаний.

— Сейчас инвестиционная программа несколько приторможена, но уже с прошлого года мы приступили к проектированию крупнейшего инвестиционного проекта для Куйбышевской железной дороги. Это более 50 миллиардов на строительство обхода Самары в двухходном исполнении. Новая ветка увеличит пропускные способности, поможет нашим клиентам развивать свои отправки дальше. Я уверен в том, что пропуск через Самарскую область будет расти, — пояснил Вячеслав Дмитриев.

После этого планируется развивать и пригородное сообщение внутри самарско-тольяттинской агломерации, чтобы сделать Тольятти и Самару еще ближе друг к другу.

Один из ближайших планов — строительство ветки в автограде. Новая железная дорога появится в Особой экономической зоне Тольятти.

— Мы планируем строить четвертую очередь ОЭЗ, чтобы она была успешной, к ней нужно сразу подвести железную дорогу. Это удобно сделать, потому что ветка уже проходит рядом. Если мы начнем работу в 2026–2027 годах, то к 2028–2029 годам новые заводы уже будут работать, — сообщили на «PRO//Движение.Поволжье».

63.ru