06.09.06

С очередями из фур на пропускных пунктах пора что-то делать

Многокилометровые очереди на пограничных терминалах, досмотры, задержки в сроках доставки. Как следствие -- рост цен на данный вид услуг. Наиболее остро проблема простоя на границе проявила себя в июле этого года во время проведения саммита "Группы восьми". В тот период на границах с Эстонией и Финляндией образовались многокилометровые очереди из фур, а к концу августа движение через эстонско-российский переход (Нарва -- Ивангород) практически прекратилось. Многие грузы были задержаны и отправлены для "полного досмотра" на ближайшие таможенные склады.

Долгая дорога

Следующим этапом данного кризиса стало введение Белоруссией таможенного сбора за транзит через ее территорию. Значительное количество водителей грузовых машин выбрали маршрут через Латвию как более выгодный. В итоге за несколько дней на переходах Латвия -- РФ также сформировались очереди из сотен грузовиков.

На финской границе, по сравнению с латвийской и эстонской, ситуация относительно нормальная. Очередь из 50-100 фур можно считать рядовым явлением.

Из-за очередей на границах дефицит автомобильного транспорта на Россию проявился в этом году раньше на несколько месяцев. Как следствие, цены на автомобильные грузоперевозки поползли вверх не в сентябре-октябре, как это происходит обычно, а уже в июле. Так, стоимость доставки груза из Таллина в Петербург выросла на 40-60%. Транспортные компании закладывают в цену 4-7 дней "неоплачиваемой" стоянки на переходах. Подорожание перевозок из Центральной Европы в среднем составило 400-700 евро за еврофуру. В результате очередей многие грузы доходят до грузополучателей с задержкой от 2 до 7 дней, что негативно сказывается как на деятельности последних, так и на лояльности их отношения к транспортным компаниям.

Бдительность тормозит

Главной причиной происходящего можно считать "повышенную бдительность" российской таможни и одновременно ее техническую неготовность к исполнению "100% досмотров". Работа комиссий даже по определенной выборке товаров останавливает весь грузопоток, что недопустимо. В связи с этим уже выдвигавшееся ранее предложение о выделении определенных перевозчиков или импортеров в категорию "зеленых", то есть благонадежных, на сегодня становится еще более актуальным. Такое решение позволило бы сократить время на оформление на границе, при условии что грузы соответствуют ТСД (товаросопроводительные документы), а лицо, их ввозящее, зарекомендовало себя как исключительно законопослушная компания. При этом, безусловно, остается задача по модернизации пунктов пропуска, например в Ивангороде, и строительству новых переходов с Эстонией и Латвией. Наталья Ткаченко, заместитель директора по логистике ООО "Еврологистика" Больше всего удивляются простоям на погранпунктах чайки: зачем стоять на границе несколько дней, когда ее можно перелететь за секунды.

Цифры

До 1500 евро за обычную еврофуру возросла стоимость автомобильной перевозки на маршруте Таллин -- Петербург в результате задержек на границе. Источник: ООО "Еврологистика"

Деловой Петербург dpgazeta.ru 06.09.06