13.07.10

С образованием Таможенного союза у калининградского бизнеса появились новые проблемы

С просьбой освободить грузоперевозчиков от обязанности оформлять гарантийные сертификаты при транзите импорта Калининградская областная таможня обратилась к своему вышестоящему руководству - Северо-Западному таможенному управлению.

Дело в том, что с 1 июля - дня вступления в силу Таможенного кодекса - перевозчики обязаны обеспечить уплату таможенных платежей посредством банковской гарантии или внесением денежных средств на счет таможни. Этот документ, принятый тремя государствами - членами Таможенного союза, предусматривает изменение порядка таможенного регулирования. Однако по дополнительному соглашению его участниц на территории самого западного российского региона продолжает действовать прежний режим, прописанный в Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области...". По нему действующие резиденты ОЭЗ и те, кто зарегистрируется в ней до 1 января 2012 года, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов до 2016 года (при условии соблюдения норм достаточности переработки импортного сырья). А товары, произведенные в Калининградской ОЭЗ, считаются товарами Таможенного союза.

Кроме того, у действующих в регионе предприятий осталась и льгота беспошлинного ввоза импорта на территорию эксклава. Но с условием: заявив при пересечении границы такой режим ввоза, бизнес должен гарантировать государству его соблюдение. Что можно сделать с помощью наличных денег (сумма вносится на счет таможни), банковской гарантии, поручительства или залога имущества.

Эта обязанность участников внешнеэкономической деятельности, как объяснили в пресс-службе Калининградской областной таможни, была прописана и раньше - в Таможенном кодексе РФ. Другое дело, что на основе анализа рисков таможня могла не требовать предоставления обеспечения при внутреннем транзите. Сейчас же ведомство поступать так не вправе.

Между тем для калининградских участников ВЭД, в основном имеющих небольшие предприятия, это серьезная проблема. Теперь при ввозе на территорию эксклава импортных товаров они должны изъять из своего и так небольшого оборота определенную сумму: заплатить за получение гарантийного сертификата (по оценке экспертов, его стоимость может составлять треть от стоимости груза) или внести деньги в таможенную кассу.

Как считает директор центра таможенного оформления, депутат Калининградской областной Думы Александр Каневский, предприниматели тревожатся не зря. Во-первых, увеличивается время на оформление грузов. Во-вторых, возможны ситуации, когда банки просто откажутся дать предпринимателю гарантию. По словам президента Балтийского делового клуба Юрия Федяшова, многие грузоперевозчики уже приостановили отгрузку товаров в ожидании развязки ситуации. Возникшая проблема обсуждалась с участием предпринимателей на заседании Калининградской областной Думы. Депутаты видят выход в отмене всех этих обеспечительных мер и уже начали готовить соответствующее обращение к председателю правительства РФ. Тем временем, по информации пресс-службы Калининградской областной таможни, на границе пока действует прежний порядок.

Российская газета 13.07.10