15.01.24

Российский экспорт сухого молока показал пятикратный рост

C января по ноябрь 2023 г. российский экспорт сухого молока вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 5,4 раза и превысил 17 тыс. тонн. В стоимостном выражении объем экспорта увеличился в 2,9 раза. Об этом сообщил Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт».

В структуре экспорта основной объем приходится на сухое обезжиренное молоко, поставки которого за 11 месяцев увеличились в 5,9 раза, до 14,9 тыс. тонн. Отгрузки сухого цельного молока выросли в 3,3 раза, до 2,1 тыс. тонн.

Ключевыми импортерами российского сухого молока в 2023 году стали страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан, Армения и Грузия. Так, экспорт в Казахстан за рассматриваемый период вырос в 4,9 раза, до 10 тыс. тонн, в Армению – в 13 раз, до 1,9 тыс. тонн. В Грузию за 11 месяцев отправлено 1,4 тыс. тонн сухого молока, тогда как в 2022 году поставок в эту страну не наблюдалось.

Также в число ведущих покупателей вошли Азербайджан (1,2 тыс. тонн, в 118 раз больше), Беларусь (745 тонн, в 3,9 раза больше) и Китай (656 тонн, +29%).

Рост экспорта молочной продукции обусловлен рядом причин. «Во-первых, для многих компаний экспорт действительно становится важной составляющей стратегии: в целом для отрасли парадигма сменилась с импортозамещающей на экспортоориентированную. Во-вторых, российская молочная продукция становится конкурентной как на постсоветском пространстве, так и на рынках дальнего зарубежья. В-третьих, за последние несколько лет были введены новые меры поддержки, стимулирующие экспортные поставки. Это и компенсация затрат на модернизацию мощностей по производству сухих молочных продуктов и, что было особенно важно в этом году, 100% компенсация затрат на логистику», – пояснил генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

2023 год ознаменовался для отечественной молочной отрасли не только увеличением объемов экспорта, но и открытием новых направлений. В июне стартовали поставки сухого молока в Саудовскую Аравию, в октябре – на Филиппины, а в ноябре – в Алжир.

Алжир является вторым импортером сухих молочных продуктов после Китая, поэтому начало поставок в эту страну нельзя недооценивать. «По сути, у российских компаний появился канал сбыта, который не просто может обеспечивать спрос на биржевые товары, но и способствовать развитию производства сырого молока и продуктов commodities внутри страны», – отмечает А. Белов.

Экономика и жизнь