09.03.05

Российская, белорусская и латвийская таможни сдают экзамен ЕС

В феврале в Риге состоялась международная конференция TransBaltica-2005, в рамках которой прошло заседание "Повышение эффективности таможенных процедур". Специалисты по таможне стран Балтии, России и Белоруссии обсудили проблемы координации деятельности своих служб, связанные с транзитом через Балтийские страны, а также вопросы повышения эффективности труда. Работу "круглого стола" все участники признали важной и своевременной.

Очереди на погранпунктах России: таможня невиновна

С 1 января 2004 г. в связи с принятием нового Таможенного кодекса РФ в организации работы таможенной службы произошли существенные изменения. Сегодня вся деятельность Федеральной таможенной службы России осуществляется в рамках Всемирной Таможенной Организации. В стране практически унифицировано законодательство и технологические процедуры в соответствии с таможенным законодательством Европейского Союза (ЕС).

В целях унификации таможенных формальностей изучены положения Конвенции о процедуре общего транзита стран ЕС и ЕАСТ, электронная система контроля транзитных перевозок в системе NCTS, проведены консультации с представителями таможенных служб стран-членов ЕС.

Важно, что с 1 мая 2004 г. в РФ была внедрена автоматизированная система "Калининградский транзит". Она в значительной мере создала условия для беспрепятственного транзита российских товаров между Калининградской областью и остальной частью РФ через территорию Литвы. Успеху дела способствовало также заблаговременное получение перевозчиками и экспедиторами разрешения литовской таможенной службы на транзит товаров через Литву.

"Однако до сих пор немало проблем возникает на въезде в Россию", - признает первый заместитель начальника Федеральной таможенной службы России Владимир Шамахов. Он считает, что это не связано непосредственно с работой таможенников. На пограничных переходах России кроме таможенников задействовано еще несколько других служб. Но в будущем году, по всей вероятности, на российских рубежах будут работать только представители пограничных и таможенных органов, а остальные "переедут" на территорию России.

Сегодня в РФ требуется создать единую информационную базу данных, по которой можно будет осуществлять анализ риска. Как заметил Шамахов, "на разработку и внедрение системы уйдет полтора года, зато с ее появлением пересечение границ будет занимать не более 20 минут". По его мнению, снизить риск недозволенных операций позволит также введение системы предварительной информации и электронного декларирования. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге почти на десяти постах товары оформляются уже по системе электронного декларирования. В 2004 г. таможенные органы РФ подготовили более 1,8 млн. транзитных деклараций на ввозимые товары. В соответствие с процедурой МДП (международная процедура для автотранспорта) - около 900 тыс. (ввоз и транзит) товарных партий.

Таможенные пункты в Белоруссии обновят

Выступление заместителя председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь В.Гошина вызвало дискуссию. В этой стране унификация в соответствии с нормами ЕС таможенного законодательства привела к тому, что на латвийско-российской границе образовались большие очереди литовских перевозчиков. Они не могут пройти контроль в Белоруссии и вынуждены следовать в Латвию. По словам Гошина, проблема с реорганизацией погранпунктов в Беларусь может быть решена не раньше, чем через пару лет. Всего же в Республике 32 автодорожных пограничных пункта пропуска и 17 железнодорожных. За последние два года завершена реконструкция четырех из них. Два из них расположены на 9 транспортном коридоре.

Как считают белорусские таможенники, модернизация инфраструктуры позволила увеличить объемы грузопотока. Так, в прошлом году общий объем перемещения товаров составил 84 млн. тонн. Из них 73 млн. перевезено железнодорожным транспортом, а 10,3 млн. - автомобильным. За два года в Беларуси произошло перераспределение рынка автомобильных перевозок в пользу российских перевозчиков. На долю же латвийских теперь приходится всего 3-5% рынка.

Сегодня российские и белорусские таможенные службы решают ряд совместных задач. Удалось упростить оформление белорусских экспортных товаров. Оно занимает на границе не более 10 минут, потому что таможня загодя получает электронную копию декларации. Когда же идет российский экспортный товар, то электронная декларация не высылается. Поэтому инспектор, помимо документального контроля, должен ввести более 20 реквизитов, затрачивая на это около сорока минут.

Тем не менее в стране есть положительный опыт применения "зеленых коридоров". На одном из пунктов ("Козловичи"), если заранее получают электронную информацию, то специально выделяют "зеленые каналы" для машин и отдельные окошки для оформления документов. В итоге груз "уходит" за 15 минут.

Латвия должна стать конкурентоспособной страной

С точки зрения начальника отдела методики и таможенных процедур Службы государственных доходов Латвии Ирены Кноки, эффективная работа таможенников предполагает минимальные расходы при минимальных затратах времени, но при максимальном качестве. Что ж, данная задача на сегодняшний день в Латвии в общей сложности неплохо реализуется.

Среди проблем таможни Латвии И.Кнока назвала чрезмерное количество таможенных пунктов, что повышает риск коррупции. После реорганизации латвийской таможни сейчас в стране работают 34 таможенных пункта (в 1992 - 161). Однако, по неофициальным данным, в Швеции, которая в четыре раза больше Латвии - всего 29 контрольно-пропускных пунктов. В настоящий момент латвийская таможня активно работает над развитием центров растаможивания.

Эта программа основана на принципах Киотской конвенции и подразумевает упрощенное декларирование и растаможивание.

"Вступив в Евросоюз, Латвия перестала быть отдельной территорией, и теперь ей приходится доказывать свою конкурентоспособность остальным странам", - сказала член правления Ассоциации логистики и таможенных брокеров Латвии Индра Факса. Стране приходится также активно доказывать и демонстрировать, почему грузопотоки должны идти именно в Латвию. Хорошие результаты наконец достигнуты за счет приведения в порядок налогового законодательства, которое облегчает товарообмен. Решены, в принципе, нюансы с налогами, такими как на добавленную стоимость, акцизным, на природные ресурсы. При этом И. Факса отметила, как важно помнить о том, что одно неправильное решение или высказывание приводит к ситуации, когда потоки грузов сразу уходят в соседние страны.

РЖД-Партнер