20.08.25

​Развитие трансарктического транспортного коридора усилит экспортный потенциал России

Создание трансарктического транспортного коридора, включающего Северный морской путь (СМП), станет важным драйвером экономического развития и укрепит позиции России на мировых рынках. Такое мнение высказал доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ Алексей Фадеев.

По его словам, новый маршрут соединит Санкт-Петербург и Владивосток через арктические порты Мурманска и Архангельска, обеспечив более короткий и экономически выгодный путь для перевозки углеводородов и широкого спектра продукции.

«Развитие трансарктического коридора усиливает экспортный потенциал России, создавая новые конкурентные преимущества как в доставке углеводородов на существующие рынки, так и создавая возможности для эффективного экспорта своей продукции своим партнерам», — отметил Фадеев.

Эксперт подчеркнул, что интеграция СМП с транспортным коридором «Север–Юг» расширит номенклатуру грузов, проходящих через Мурманский транспортный узел: от сырья, угля и СПГ до товаров народного потребления, автомобилей и IT-оборудования.

Фадеев также отметил роль Китая, являющегося главным торговым партнёром для 140 стран: «Северный морской путь способен обеспечить ритмичные поставки в западное полушарие, а при подключении к „Север–Юг“ можно будет формировать обратные потоки в направлении Ближнего Востока и Индийского океана».

Развитие трансарктического коридора предполагает не только перевозку грузов, но и комплексное развитие территорий. В рамках проекта планируется создание подходов к арктическим портам, включая Северный широтный ход. Только на портовую инфраструктуру будет направлено 1,8 трлн рублей, а общий объём инвестиций в проекты, связанные с СМП, до 2035 года достигнет 19,5 трлн рублей.

Ожидается, что налоговые поступления превысят 21 трлн рублей, а освоение арктических территорий даст импульс газификации и созданию новых производств. По оценкам экспертов, транзит через трансарктический коридор может стать вторым по значимости источником дохода Арктики после добычи природных ресурсов.

РЖД-Партнер