16.03.11

Расширенное совещание у начальника СЗТУ

В Северо-Западном таможенном управлении состоялось расширенное совещание у начальника управления, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. На нем обсуждались вопросы о ходе реализации таможенными органами региона порядка осуществления таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, а также проблемы и пути решений работы таможенных органов по реализации положений Таможенного кодекса таможенного союза и Федерального закона №311-ФЗ при декларировании и контроле таможенной стоимости.

В своем докладе начальник отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля Ираида Харламова отметила, что в соответствии со статьей 156 ТК ТС и статьей 194 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» после пересечения таможенной границы перевозчик обязан предъявить товары таможенному органу. При этом правовыми актами не определены временные рамки, в течение которых перевозчик обязан предъявить товары таможенному органу и, как следствие, отсутствие ответственности перевозчика за не своевременное предъявление товаров таможенному органу. Проверка автомобильных пунктов пропуска региона показывает, что имеются случаи, когда перевозчики в связи с необходимостью соблюдения своего режима труда и отдыха, простаивают в пунктах пропуска, что приводит к сокращению пропускной способности пунктов пропуска. Например, в соответствии с талонами контроля въезда транспортных средств на т/п МАПП Ивангород время с момента регистрации прохождения пограничного контроля до момента проведения таможенного контроля может составлять до 12-24 часов.

Анализ базы данных регистрации сообщений о прибытии показал, что только за период с 01.01.2011 по 28.02.2011 таможенными органами СЗТУ зарегистрировано 79844 сообщений о прибытии, из них с нарушением требований статьи 160 ТК ТС 6594 случая (т.е. в 8,25 % случаев сообщение о прибытии товаров не было закрыто, но транзитная декларация была уже зарегистрирована).

В соответствии с п.2 статьи 160 ТК ТС в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров. Однако не во всех пунктах пропуска существует возможность помещения товаров на временное хранение, поэтому товары необходимо поместить для временного хранения на близлежащий СВХ, не относящийся к региону деятельности таможенного органа, расположенного в месте прибытия. До настоящего времени отсутствует порядок перемещения иностранных товаров на близлежащий СВХ для их временного хранения или проведения досмотровых операций без оформления процедуры таможенного транзита, а также не определен перечень лиц и их ответственность за перемещение таких товаров. СЗТУ неоднократно обращалось по этому вопросу в ГУОТОиТК, ответ до настоящего времени не получен.

По результатам отчетов, представленных пограничными таможенными органами за период с 01.01.2011 по 28.02.2011, процент принятия предварительной информации и формирования на ее основе электронных копий транзитных деклараций таможенными постами Псковской таможни составляет 92%, Выборгской таможни – 90,8%, Кингисеппской таможни – 79,9%, Себежской таможни – 69,7%, Калининградской областной таможни – 25%.

При этом процент формирования электронной копии транзитной декларации должностными лицами таможенных постов Калининградской областной таможни – 74%, Кингисеппской таможни – 12%, Выборгской таможни – 4,3%, Псковской и Себежской таможен 3,6 и 3,7% соответственно. Таким образом, больше всего нарушений требований таможенного законодательства таможенного союза по представлению электронных копий транзитных деклараций допускается должностными лицами Калининградской областной и Кингисеппской таможен.

Со вступлением с 01.07.2010 ТК ТС условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по сравнению с ТК РФ не изменились и определены статьей 216 ТК ТС. Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер обеспечения соблюдения таможенного транзита также не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако установление маршрута может применяться как дополнительная мера к первым двум.

В январе 2011 года таможнями СЗТУ было оформлено 93 ТД, по которым не были приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного транзита. Из них: 45 ТД – были оформлены таможенными постами Выборгской таможни, 39 – Калининградской областной и 8 ТД – Себежской таможнями на основании п. 2 ст. 85 ТК ТС (сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро).

В феврале 2011 года таможнями СЗТУ было оформлено 115 ТД, по которым не были приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного транзита. Из них: 64 ТД – были оформлены таможенными постами Выборгской таможни, 44 – Калининградской областной, 5 ТД – Себежской, по 1 ТД Балтийской, Пулковской таможнями на основании п. 2 ст. 85 ТК ТС (сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро).

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядка перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» определены форма, порядок заполнения и предоставления документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 3 данного Соглашения документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом Стороны, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение. Таким образом, обращаю внимание всех таможенных органов региона, что при перемещении товаров по таможенной процедуре таможенного транзита между таможенными органами РФ, РБ, РК гарантийный сертификат оформляется в соответствии с требованиями данного Соглашения.

Однако проверка таможенных органов региона показала, что данное требование законодательства не всегда выполняется. Например, время завершения таможенной процедуры таможенного транзита на таможенном посту Ямбургский Кингисеппской таможни отличается от времени выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в среднем на 3-4 минуты. Одновременно проверкой баз данных транзитных документов установлено, что до настоящего времени в таможенных органах региона не исключены случаи выпуска товаров по процедуре таможенного транзита по книжкам МДП до момента завершения предшествующей процедуры таможенного транзита.

По итогам совещания принято решение принять меры по доведению до перевозчиков информации о необходимости предоставления предварительной информации, электронной копии транзитной декларации при подаче транзитной декларации. Кроме того, первый заместитель начальника управления по таможенному контролю генерал-майор таможенной службы Юрий Лямкин потребовал от начальников таможен обеспечить контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита согласно статье 216 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также контролировать сроки подачи декларации на товары и завершения предшествующей процедуры таможенного транзита.

VCH.RU ; 16.03.11