22.05.06

Проверки показали

Целевой программой развития таможенной службы РФ на 2004-2008 годы одними из приоритетных названы задачи по защите отечественного рынка и товаропроизводителя, а также поддержание здоровой конкурентоспособной среды путем совершенствования инструментов таможенного администрирования, обеспечения эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере.

Специальные таможенные проверки, осуществляемые в рамках комплексных мероприятий, которые проводит ФТС России, направлены на выведение из теневого рынка в легальный объем поставок некоторых особо проблематичных категорий импортных товаров. В центре внимания по-прежнему остаются такие налогоемкие товары, как бытовая техника, электроника, мобильные телефоны, компьютеры, при ввозе которых велика степень риска недекларирования, а также недостоверного декларирования, то есть занижения таможенной стоимости или веса оформляемой товарной партии.

Особенно актуальным на сегодняшний день является контроль за законностью перемещения товаров из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции.

Ситуация, сложившаяся ситуация на рынке электробытовой техники, одежды, обуви и других товаров, показывает, что доля серого импорта превалирует над объемами легальных товаров. Проверки, проводившиеся подразделениями таможенной инспекции в 2005 и нынешнем году, в отношении нескольких групп товаров, показали, что доля серых товаров у разных предприятий-реализаторов составила от 5% до 70% от общего объема проверенных товарных партий.

Наибольшие объемы недекларированных товаров установлены при проверках фирм, реализующих изделия из меха, аудио, видео и бытовую технику. Сами же предприятия, торгующие в Уральском регионе бытовой и компьютерной техникой, работают практически с колес и не имеют значительных остатков товаров на складах. Примечательно, что основными поставщиками незаконно перемещенных через таможенную границу РФ товаров в Уральский регион, являются фирмы-однодневки , зарегистрированные как правило в Москве и Санкт Петербурге. Практика использования фирм-однодневок не нова, и для таможенников подобная схема экономических преступлений в этой сфере достаточно хорошо знакома. Так же как и другие изощренные способы незаконных махинаций недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, например, увод денег через дочерние компании в офшорные зоны, продажа своей продукции через аффиллированные компании и др. В результате чего государство несет огромные убытки, размер которых измеряется десятками миллионов долларов в год.

В этой связи таможенными органами с целью пресечению каналов нелегального ввоза электробытовой, аудио-видео, компьютерной и множительной техники, сотовых телефонов и других товарных групп из категории высокой степени рисковых поставок предпринимаются серьезные меры как аналитического так и оперативно-розыскного характера. В 2005 году в рамках специальных оперативно-профилактических межрегиональных таможенных спецопераций Луч и Плазма был проведен комплекс правоохранительных мероприятий, по итогам которых возбуждено 59 уголовных и 957 дел об административных правонарушениях. Надо отметить, что сегодня акценты в оперативной деятельности таможенных органов сместились в плоскость аналитической работы, когда получение оперативно-розыскными методами достоверной упреждающей информации позволяет раскрывать не только отдельные факты контрабанды, но и возможные криминальные схемы и механизмы незаконных операций во внешнеэкономической деятельности со стороны недобросовестных участников ВЭД.

В этом плане таможенная ревизия как одна из форм таможенного контроля за деятельностью отечественных предпринимателей является достаточно действенным инструментом в борьбе с серыми схемами поставок импорта на территорию РФ.

Только в текущем году подразделениями таможенной инспекции Уральского таможенного управления и таможен региона проведено 102 проверочных мероприятия в отношении организаций реализаторов товаров иностранного производства. Наличие на реализации товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ, установлено во всех без исключения (!) случаях. Проверки эти проводились комплексно, одновременно в отношении нескольких юридических лиц по одной группе товаров.

Так, с начала этого года в рамках проверочных мероприятий ряда фирм г. Екатеринбурга, осуществляющих оптовую торговлю компьютерной техники и комплектующих к ней, только по результатам одной ревизии были выявлены серьезные нарушения в сфере таможенного законодательства, по которым сумма уплаченных таможенные платежей составила более 3,3 миллиона рублей.

Силами Уральского таможенного управления проведена региональная операция (г.г. Екатеринбуг, Сургут, Тюмень) по проверке крупных реализаторов меховых изделий. Проверяемыми лицами в бюджет государства добровольно уплачены недоначисленные таможенные платежи в сумме более 1,5 млн. рублей.

Всего в 2006 по результатам проверок фирм - реализаторов в порядке ст. 391 ТК РФ в федеральный бюджет уплачено более 11,2 миллиона рублей таможенных платежей и штрафов.

Для сравнения: в прошлом году было проведено 21 проверочное мероприятие в отношении лиц, осуществляющих торговлю товарами импортного производства. И в семидесяти процентах случаев были выявлены факты нарушения таможенных правил. По результатам этих проверок в 2005 году в доход государства перечислено более 4 миллионов рублей недоплаченных таможенных платежей.

Пресс-служба УТУ 22.05.2006