09.10.06

Простои на границе вызваны несовершенством технологии таможенного контроля

Простои на границе вызваны несовершенством технологии таможенного контроля, уверен заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Константин Шаршаков.

Константин Михайлович, какие пограничные переходы самые загруженные?

На прибалтийском направлении простои зачастую доходят до 6 7 суток. Число машин в очереди доходит до 700.

Не так давно этот вирус поразил и скандинавское направление. Неделю назад очереди достигали до 40 км в глубь Финляндии. Все это касается вопросов безопасности движения.

Кроме того, в Финляндии дороги не рассчитаны на простои большегрузного транспорта, поэтому финская сторона этим очень обеспокоена.

Как вы считаете, чем вызваны очереди на границе?

Все понимают, что простои вызваны нашими таможенными технологиями. Оформление одного грузовика у финнов занимает от 38 секунд до 2 минут. У нас минимально 22 минуты. Это обусловлено технологией. Что мешает сделать ее нормальной, усовершенствовать ее? Ведь никто не против таможенных операций!

Надо в первую очередь сменить идеологию: груз декларируется на месте отправки и доставки, а пограничная таможня всего лишь принимает уведомление.

К примеру, судно входит в российские территориальные воды. У него что там декларацию начинают проверять?

Или капитану корабля предъявляют претензию, если у него в одном из тысячи контейнеров оказались не детские носки, а мужские? Капитан судна такой же перевозчик, как и водитель.

Что лежит в контейнере грузовика за семью пломбами, водитель может не знать. Почему же ему на границе предъявляют претензии по поводу того, что он что-то неправильно задекларировал? Эта искаженная идеология, сформировавшаяся годами, и приводит к таким результатам.

Как вы оцениваете те меры, которые таможня принимает для борьбы с простоями на автомобильных пунктах пропуска?

Все усиления, которые проводятся на границе, это нонсенс. Пять лет у нас якобы внедряют информационные технологии электронное декларирование, а его фактически нет.

Электронное декларирование, применяемое в западных странах (его сейчас внедряют и в Прибалтике), способствует ускорению прохождения всей информации по товару. И оно обеспечивает ее достоверность, потому что информация идет с места отправки. Не может быть никаких изменений (например, подмены документов), их совершить просто невозможно.

Нам такую технологию необходимо внедрять как можно быстрее. Это даст возможность ускорить движение машин, упростить таможенные процедуры на автомобильных пунктах пропуска. Потому что уже сейчас наступил тот период, когда приграничные здания и сооружения исчерпали свой ресурс, все возможные пропускные способности. А вкладывать огромные деньги в строительство новых бессмысленно, когда можно приложить интеллектуальный ресурс и без больших денежных затрат получить значительный эффект.

Иначе из-за проблем на границе неизбежно снижение транспортного потока.

Перевозчики уже просчитали, что от этого Российское государство теряет 17 млрд руб. И если эта тенденция сохранится, то убытки будут только возрастать.

Есть ли проблемы с задержками на автомобильных пунктах пропуска из-за действий Ространснадзора?

Серьезных проблем нет.

В конце сентября распоряжением министерства транспорта для ускорения прохождения пограничных процедур отдельные категории транспортных средств и видов груза например, автомобилевозы пускаются на территорию России без дополнительного взвешивания.

Тем самым экономится от 2 до 5 минут нахождения каждого грузовика на контрольном пункте.

Транспортная инспекция прорабатывает вопросы по консолидации всего весового оборудования по маршрутам движения в одних руках. В настоящее время функции весового контроля возложены на Ространснадзор, таможню, работников дорожного хозяйства и ГАИ. Например, на пути от Торфяновки до Москвы грузовик могут взвесить 36 раз. Разница показателей при этом может достичь 3 12 тонн. Перевозчики уже неоднократно судились по этому поводу.

Когда весовой контроль будет в одних руках и когда заработает механизм единого сертификата взвешивания, будет значительная экономия времени перевозки.

Гудок gudok.ru 09.10.06