11.09.12

Применение системы управления рисками приносит весомые результаты

В последнее время в ряде СМИ стали часто обсуждаться вопросы применения таможенными органами системы управления рисками (СУР). Понятие системы управления рисками прописано в главе 18 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), говорит Пресс-служба CЗТУ.

СУР – международная практика, которая распространена во всех цивилизованных странах и направлена на ускорение перемещения товаров через границы. Ее суть – в выборочности контроля, потому что тотальный контроль всех товаров не отличается эффективностью по многим параметрам, да он и невозможен в условиях современных объемов международной торговли. Но при этом существует такое явление, как контрабанда, поэтому СУР имеет целью выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства.

В Северо-Западном таможенном управлении состоялось расширенное совещание, на повестке дня которого стоял вопрос о работе таможен региона по повышению эффективности применения системы управления рисками в части обеспечения собираемости таможенных платежей.

В докладе заместителя начальника отдела координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля (СОТК) СЗТУ Олега Бочкова отмечалось, за первые 7 месяцев 2012 года службой было утверждено 1 717 срочных профилей риска (СПР). По результатам применения СПР возбуждено 123 дела об АП, по результатам корректировки таможенной стоимости довзыскано платежей на сумму 140,18 млн. руб., в результате изменения кода ТН ВЭД ТС товара довзыскано платежей на сумму 23,6 млн. руб. Сумма штрафных санкций, взысканных по результатам рассмотрения дел об АП, возбужденных в 2012 году при применении СПР, составляет 82,77 млн. руб. Сумма дополнительно довзысканных платежей после оформления предмета АП составляет 2,86 млн. руб. Сумма довзысканных платежей при подаче новой ГТД после отказа в выпуске при принятии решения о корректировке таможенной стоимости или изменения кода ТН ВЭД (тыс. руб.) составляет 76,88 млн. руб.

Экономическая эффективность от применения СПР в 2012 году по сравнению с 2011 увеличилась более чем в 2 раза и составила 326,3 млн. руб. (в 2011 – 153,9 млн. руб.).

Кроме применения общероссийских профилей рисков, СЗТУ самостоятельно разрабатывались СПР, по результатам применения которых выявлялись достаточно значимые нарушения таможенного законодательства, связанные с незаконным перемещением товаров народного потребления, продуктов питания, бытовой электроники, товаров химической промышленности в случае декларирования которых сумма уплаченных таможенных платежей составляла бы десятки миллионов рублей.

Например, такие как:

‑ перемещение одежды (колготки, трусы, кофты) под видом химического стабилизатора (общий вес более 20 тонн, стоимость конфискованного товара составила более 78 млн. руб.);
‑ перемещение цветов искусственных под видом карбоната кальция (весом более 15 тонн, сумма довзысканных таможенных платежей и взысканных штрафов составила более 3 млн.);
‑ перемещение профиля алюминиевого под видом стальных изделий (общим весом более 120 тонн, сумма неуплаченных таможенных платежей составила более 22 млн. руб.);
‑ перемещение частей мебели под видом стальных труб (общим весом более 26 тонн, сумма неуплаченных таможенных платежей составила более 1 млн. руб.);
‑ перемещение в 9 контейнерах одежды общим весом более 200 тонн (носки, футболки, кепки, кожаные куртки и т.д.) под видом пластиковых и металлических труб.

Для достижения высокой экономической эффективности СУР следует обеспечить качественный контроль за применением общероссийских профилей рисков, выявлением нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, а также усилить контроль за качеством проведения таможенных досмотров.

VCH.RU