16.08.21

«Почта России» заряжает автомат

Госкомпания запустила сеть пунктов дистанционной выдачи заказов.

АО «Почта России» в Петербурге и Ленобласти начала выдавать заказы из интернет-магазинов через почтоматы. На текущий момент их около 170 штук, а осенью планируется установить еще 100. Совокупный объем инвестиций составляет 70 млн рублей. Эксперты считают развитие собственной сети почтоматов необходимым и отчасти статусным шагом на молодом и развивающимся рынке выдачи товаров, значительная доля которого уже принадлежит Ozon и PickPoint. При этом отставание «Почты России» компенсируется развитой сетью отделений, и уровень проникновения госкомпании в ближайшее время вряд ли будет превзойден.

«Почта России» в Петербурге и Ленинградской области начала выдавать заказы из интернет-магазинов через автоматизированные почтовые станции для организации бесконтактной доставки — почтоматы, как сообщила пресс-служба макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта России» в пятницу. Так, в регионе уже действуют более 170 почтоматов, а к концу текущего года их число достигнет 270 штук общей стоимостью более 70 млн рублей. Как рассказали “Ъ” в пресс-службе «Почты России», в городе и области собственные почтоматы размещены преимущественно в магазинах «Магнит», «Фотосклад», «Цветклаб», а также в отделениях «Почты России». «Если учитывать партнерские постаматы, до конца года используемых Почтой будет более 560 по Северо-Западному региону»,— уточнили в госкомпании. При этом в настоящее время в целом по стране «Почта России» открыла 500 почтоматов, ее клиентам также доступны 1500 партнерских устройств, из которых они могут забирать свои посылки.

Постоматы «Почта России» закупила у госкорпорации «Ростех». Их размещение предполагается в 37 городах страны с населением от 500 тыс. человек. Общая сумма закупки 4804 почтоматов по итогам конкурсных процедур составила 1,25 млрд рублей. Их установят в торгово-розничных сетях, бизнес-центрах, на заправочных станциях, объектах транспортной инфраструктуры и в клиентских центрах Почта Банка. Около 400 почтоматов разместятся в почтовых отделениях.

Для «Почты России» расширение сети постаматов — это необходимый шаг, без которого она неизбежно теряла бы долю рынка, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Конкуренция в логистике "последней мили" для online-продаж резко усилилась: собственные сети постаматов активно развивают маркетплейсы Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, Cainiao, крупнейшие ритейлеры, например, X5 Retail Group (подразделение 5Post), а также логистические операторы "Сберлогистика", PickPoint, причем постаматы уже обеспечивают не только выдачу, но и возврат заказов. Период активного расширения сетей постаматов продолжается: по итогам первого полугодия 2021 года их количество в России превысило 25 тыс., а к концу года может превысить 35 тыс.»,— объясняет он. Абсолютное лидерство на российском рынке принадлежит Ozon (7,5 тыс. устройств), на втором месте — PickPoint (6 тыс.).

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что для «Почты России» выход на рынок постаматов, скорее, статусный шаг, а в городских и федеральных масштабах решающего влияния он не окажет. «Дело в том, что госкомпания сейчас пытается реализовать экспансию на относительно молодой, но уже очень активно развивающийся рынок, причем делает это, увы, с существенным опозданием»,— рассуждает господин Жарский. Тем не менее, в отличие от Ozon, PickPoint и других операторов постаматов, «Почта России» обладает колоссальной сетью отделений, и уровень ее проникновения, по словам эксперта, в ближайшее время превзойден не будет. «География ее присутствия находится вне всякой конкуренции, и она имеет возможность доставлять посылки в такие регионы и населенные пункты, в которые никто из ее конкурентов никогда не доберется. Это безусловное преимущество»,— подытожил он.

Господин Бурмистров считает наиболее перспективными локациями для размещения постаматов торговые объекты сетей FMCG, которые заинтересованы в монетизации существующего трафика и привлечении дополнительного: в среднем размещение постаматов может увеличивать трафик на 2–3%. «Поэтому для "Почты России" логично ускорить развитие партнерства с "Магнитом", у которого на 30 июня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работало 967 торговых объектов»,— добавляет господин Бурмистров.

Коммерсантъ Санкт-Петербург