06.11.15

Первая по логистике: в Усть-Луге показали единственную в России сортировочную станцию с минимальным штатом сотрудников

РЖД показала журналистам лужскую сортировочную станцию. Узел, строительство которого выходит на финишную прямую, уже называют одним из самым совершенных в стране.

Точность координации отправлений, скорость обработки информации, объём товарооборота - всё на рекордном уровне. Николай Растворцев оценил масштаб работы.

Николай Растворцев, корреспондент: «Лужскую сортировочную уже называют первой в стране станцией безлюдных технологий. В отличие от других аналогичных железнодорожных узлов здесь работает на 40 процентов меньше сотрудников. Риск человеческих ошибок минимизирован. А новая система позволяет распускать больше 5 тысяч вагонов в сутки».

Правда, до выхода на полную мощность еще далеко, хотя два из трех этапов строительства уже практически позади. По плану, на станции длиной в 22 километра будет 44 пути и 611 стрелочных переводов. Наиболее передовой сортировочный узел Европы почти полностью автоматизирован.

Валерий Баккал, начальник станции «Лужская»: «Сила нажатия вагонных замедлителей в автомате. Устройство, позволяющее исключить выход подвижного состава с противоположной горловины, работает в автоматическом режиме. В случае, если один вагон не дошел до другого, специальная подтягивающая тележка исключит разрывы между вагонами».

Конечно, без помощи и контроля человека ни одна система работать не может. Правда, персонала в самом сердце - центре управления - немного. За тысячами вагонов на крупнейшей станции страны наблюдает всего несколько человек.

Александр Руненко, дежурный по горке станции «Лужская»: «На нормальной горке должно сидеть 3 человека. Не сидеть, неправильно сказал, а работать. Здесь 1 человек справляется, все на себя берет автоматика, всю безопасность движения берет автоматика. Человек только для экстренных случаев».

Порядок работы прост: персонал составляет так называемый сортировочный листок. Данные вводятся в компьютер. Дежурный одним нажатием посылает сигнал на локомотив.

Николай Растворцев, корреспондент: «Страшный сон любого железнодорожника: поезд трогается, ускоряется, а в кабине никого. На самом деле это ещё одна инновация, в будущем все маневровые локомотивы будут двигаться на автопилоте».

Сейчас в кабине еще пока ездят машинисты. Они признаются: находится внутри умного маневрового локомотива волнительно и непривычно.

Дмитрий Борисов, машинист: «Такого не было, такое не видели. Все работает. Всегда же можно на ручное первести».

Движение поезда, который сталкивает вагоны с горки, контролирует электронный мозг. Получив по радиоканалу сигнал от диспетчера, локомотив послушно исполняет команду. В отличие от метрополитена, где автоведение уже давно применяется, каждый рейс маневрового индивидуален.

Виктор Иванов, заместитель главного инженера ОЖД: «Вот здесь показания скорости. Зеленый сектор обозначает, до какой скорости можно двигаться локомотиву. Красное - запредельное. Мы видим, куда приготовлен маршрут. Там написано в тупик 118-й. Треугольничек вниз означает, что движение локомотива назад».

Единственный точно незаменимый человек — это сотрудник с вилкой — тот, кто отсчитывает вагоны и легким движением руки расцепляет многотонные составы.

Телеканал Санкт-Петербург