23.09.21

Отлаженная механика решения задач: как изменился рынок грузоперевозок за 20 лет

Журналист "Делового Петербурга" посетил один из крупнейших логистических терминалов Петербурга и увидел, как работает индустрия грузоперевозок изнутри.

Складской комплекс "Армада Парк" хорошо виден с Московского шоссе. Заметив его со стороны Москвы, водитель понимает, что приехал в Петербург. Сейчас можно будет выезжать на КАД и двигаться уже к нужному адресу. Но масштабная постройка выполняет функцию ворот в Северную столицу и в другом смысле. Именно сюда свозится значительная часть поступающих в город извне грузов. Они идут на терминал компании "Деловые Линии", расположенный в "Армаде". Компания — один из старейших игроков отрасли, в этом году ей исполняется 20 лет.

Наука доставлять

Общая площадь терминала — 10 тыс. м2, что позволяет единовременно хранить грузы объёмом более 11 тыс. м3. Здесь формируются партии сборных грузов, которые потом отправляются по всей стране вплоть до Владивостока. Но чаще всего они едут в Москву и города Северо-Запада: Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Вологду. Ежедневно сюда приезжают на погрузку около сотни фур и малотоннажного транспорта. Последние собирают заказы со всего города либо, напротив, принимают груз для развозки.

Объёмы перевозок здесь измеряют в основном в кубометрах. За сутки набегает примерно 3,5 тыс. м3.

Поскольку груз отправляется в самые разные точки страны, одна из важнейших задач транспортной компании — правильно его распределить по машинам, чтобы "не возить воздух". За это отвечают логисты, которым помогает специальное программное обеспечение и отлаженный процесс оперативной передачи информации о принятом грузе. Современная логистика — это в первую очередь цифровизация, отмечают специалисты. Компании удаётся добиться более чем на 90% загрузки фур, причём возможности копить груз на складе нет — надо укладываться в сроки доставки. Например, коробка, сданная в Петербурге, должна оказаться в Петрозаводске уже на следующий день.

От личных вещей до колоколов

По огромному залу терминала снуют погрузчики, у штабелей с грузом работают приёмосдатчики. Вот один из них наклеивает штрихкоды на пирамиду небольших одинаковых коробок. Около штрихкодов указаны города назначения: Москва, Петрозаводск, Владивосток. Видимо, это партия заказов от интернет-магазина.

Рядом сложены упаковки с этикетками IKEA. Этот магазин — крупный партнёр "Деловых Линий". Покупатель на сайте IKEA может выбрать доставку транспортной компанией, и тогда его заказ сначала прибудет сюда, после чего отправится на адрес получателя. Таких заказов здесь обрабатывают около 160 в день. Их география — весь Северо-Запад России.

Чуть дальше — аккуратная стопка домашних вещей с наклейкой "Тула". Возможно, их хозяин собрался переезжать.

Неподалёку видны рулоны тракторных гусениц. Всевозможное промышленное оборудование — частый гость на терминале. Здесь вспоминают, как недавно отправили на север 20-тонную плавильную печь. Вообще, "Деловые Линии" часто берутся за самые нестандартные и эксклюзивные заказы. Например, компания доставляла многотонные колокола и бюсты Александра Невского для Александро-Невской лавры, раритетный автомобиль BMW 1944 года выпуска, списанные пушки из воинской части и т.д. А как-то раз компанию попросили срочно доставить во Владивосток микрофон со стразами, который одна из звёзд отечественной эстрады забыла в Москве. Заказ выполнили, и выступление не было сорвано.

Грузы на высоких шестиярусных стеллажах не только ожидают отправки. Здесь также оказываются услуги по ответственному хранению. Заказчиком может быть как обычный человек, желающий освободить пространство в своей квартире, так и компания, которой нужно где-то хранить временно неиспользуемое оборудование или товары.

Люди прежде всего

Внешнее спокойствие на терминале обманчиво. Здесь уже знают, что пиковые дни приёма и выдачи заказов — это понедельники и вторники. Кроме того, всплеск активности клиентов приходится на конец каждого месяца и квартала, когда компании закрывают свои периоды. Предвидеть это и заранее усиливать рабочие смены — это прямая компетенция руководства терминала.

К слову, персонал, включая руководящий, обычно "растёт" внутри компании. Большинство бригадиров и начальников смен начинали здесь простыми приёмосдатчиками. В "Деловых Линиях" внедрена система обучения персонала — того же приёмосдатчика учат на предприятии целый месяц. Опытные сотрудники не только знают на зубок все технологические процессы, но и, например, могут быстро определить объём того или иного груза.

С каждым годом им приходится усиливать свой профессионализм — рынок грузоперевозок высококонкурентен, а запросы потребителей постоянно растут. К примеру, в Москве эксперты оценивают целевой показатель сроков доставки по ожиданиям клиентов в 15 минут между заказом товара и его получением. Не стоят на месте и технологии — беспилотный транспорт, искусственный интеллект и другие решения активно осваиваются бизнесом. Тем интереснее будет наблюдать за развитием индустрии в ближайшее время.

Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция выгодна клиентам. Кроме того, мотивирует быстрее внедрять новации. Лидерство на рынке сохранят только те компании, которые будут идти в ногу со временем и не бояться перемен, считает генеральный директор "Деловых Линий" Фарид Мадани. В беседе с "Деловым Петербургом» он рассказал об основных вехах 20-летней истории предприятия, в которых отразилась история всей отрасли.

С чего начинались "Деловые Линии"? Вы помните ваш первый заказ?

— История "Деловых Линий" началась с того, что мы арендовали скромное помещение за $250 в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником "Жёлтые страницы", где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиентов. Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и ёмкость рынка казалась бесконечной. Первая межтерминальная доставка пошла из Санкт-Петербурга в Мурманск, первая автодоставка была осуществлена по Краснодару.

Какие цели вы ставили перед собой 20 лет назад?

— В нулевые годы расти было легко: потребность в грузоперевозках оставалась стабильно высокой, конкурентов появлялось мало и места хватало всем. Весь сервис укладывался в рамки "просто довезти целым, с трезвым водителем, с задержкой не больше недели". За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали. Мы хотели разработать понятные услуги по доступным ценам, гарантировать безопасность доставки и её качество.

На рынке работает много транспортных компаний. Чем "Деловые Линии" отличаются от конкурентов?

— Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. Но внешние клиентские сервисы — лишь видимая часть айсберга. Основные технологии сосредоточены внутри: системы управления транспортом, складами и т.п. — всё то, что ускоряет, оптимизирует и удешевляет доставку. Сегодня в ГК "Деловые Линии" автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки, что позволяет экономить до 25-30% затрат и времени.

Целый ряд новаций мы запустили первыми в России: в частности, терминалы сбора данных на складах, собственный контакт-центр, сортировочную линию распределения грузов, аналогов которой в стране нет, а также систему диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне. Мы придерживаемся поэтапного пути развития. Любое решение должно быть оправданно с точки зрения эффективности. Не стоит вводить в производство технологии ради технологий.

У нас есть правило: если инновация не окупается в течение 3 месяцев после запуска, мы от неё отказываемся. Математическое моделирование, которое ГК "Деловые Линии" использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объёме и в срок.

Как отразилась на логистическом бизнесе пандемия? Чего она принесла больше — проблем или новых возможностей?

— Наш технологический задел очень пригодился в кризисной ситуации во время пандемии и даже позволил предложить клиентам новые продукты. Так, мы внедрили возможность анализа персональной отчётности по сохранности грузов и срокам перевозки, а также видеосвязь с менеджером в личном кабинете. Кроме того, мы не зависим от того, откуда работают наши сотрудники, — клиенты получают качественную услугу. Есть удалённое управление доставкой, благодаря которому менеджеры справляются с повышенным потоком заявок. Именно в период самоизоляции "Деловые Линии" были включены Минтрансом в перечень системообразующих предприятий страны — ведь мы доставляем в том числе товары первой необходимости, включая медицинское оборудование, антисептики и другие важные позиции. Кроме того, мы провели несколько профильных акций для коллег из пострадавших отраслей малого и среднего бизнеса.

Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ "Деловые Линии" оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок. Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции.

Каким вы видите ближайшее будущее логистики? Какие изменения ждут этот бизнес?

— В будущем государство продолжит борьбу с "серыми" грузоперевозчиками, тем более что благодаря big data и всеобщей автоматизации процесс их выявления значительно упростился. Рынок станет прозрачным и понятным. Логистика — максимально технологичной. Любая оптимизация будет основана на цифровых инструментах и аналитике данных. Конечно, мы ждём повсеместного применения элементов искусственного интеллекта и робототехники. Но умные системы, о которых уже неоднократно говорилось на отраслевых мероприятиях в нашей стране, потребуют значительных комплексных вложений в инфраструктуру. Достичь желаемых результатов можно будет только при тесном взаимодействии государства, бизнеса и научных сообществ. Конкуренция будет всё жёстче, ответственность бизнеса будет расти — и в лидерах будут те, кто сможет быстро адаптироваться к меняющимся условиям, интегрироваться в процессы клиента и предлагать не только качественную доставку (это уже само собой разумеется), но и комплексное решение задачи.

"Деловой Петербург"