01.09.15

Омская таможня: о преимуществах досудебного обжалования

Работа с жалобами на решения, действия либо бездействие таможенных органов и их должностных лиц способствует усилению контроля со стороны вышестоящих таможенных органов за деятельностью подчиненных таможенных органов и выявлению недостатков в их работе. Как сообщает Пресс-служба СТУ, цель этой работы - оказать помощь добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разобраться в правильности применения ими и должностными лицами таможенных органов таможенного законодательства РФ, разрешить спорные ситуации оперативно и с наименьшими затратами, не доводя дела до судебных разбирательств.

Таможенным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений, действий либо бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Участники ВЭД на свой выбор могут обратиться с жалобами, как в вышестоящий таможенный орган, так и непосредственно в суд.

Правовая доктрина и таможенное законодательство исходят из того, что если участники ВЭД и физические лица считают, что решениями таможенных органов либо действиями должностных лиц таможенных органов нарушаются их права, то они вправе обжаловать такие решения таможенных органов и действия либо бездействие должностных лиц таможенных органов в порядке и сроки, установленные законодательством государства члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Порядок подачи жалобы в сфере таможенного дела, а также требования к форме и содержанию жалобы установлены главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон).

При этом следует отметить, что в соответствии с Законом можно обжаловать только решения таможенного органа, действия либо бездействие должностных лиц таможенных органов, принятые или совершенные в области таможенного дела. Например: решения о корректировке таможенной стоимости, по классификации товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, действия по осуществлению таможенного контроля.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.

Обратиться в таможенный орган с жалобой можно письменно. В письменной форме можно пожаловаться в Омскую таможню на решения, действия (бездействие) таможенных постов (Омский, Аэропорт Омск, Омский (Центр электронного декларирования) и их должностных лиц.

На решение, действие (бездействие) Омской таможни жалоба подается в вышестоящий таможенный орган - Сибирское таможенное управление.

Жалоба в письменной форме должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.

Жалоба, как документ должна содержать:

1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца со дня направления данного запроса. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

Срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Также Законом предусмотрен упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).

Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия либо бездействия начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи. При этом, принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

Следует отметить, что у ведомственного обжалования есть ряд преимуществ по сравнению с разбирательством в судебном порядке.

Так, при ведомственном обжаловании предусмотрена более простая форма заявления, срок рассмотрения жалобы значительно меньше (составляет 1 месяц), что позволяет восстановить нарушенные права и свободы в кратчайшее время, и при этом в отличие от судебного обжалования нет необходимости в личном участии заявителя при рассмотрении жалобы.

За рассмотрение жалобы в таможенных органах госпошлину платить не нужно, а при обращении в суд лицо несет судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины и судебных издержек.

Решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения и у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.

Более подробную информацию о порядке подачи жалобы, а также о требованиях к ее содержанию можно получить, обратившись непосредственно в Омскую таможню по адресу: г. Омск- 24, ул. Лермонтова угол Пушкина, 27/31, либо позвонив по телефонам (3812) 51-48-16, 51-48-85.

В первом полугодии 2015 года жалоб на решения, действия, бездействие таможенных органов и их должностных лиц в Омскую таможню не поступало.

VCH.RU