О перемещении автотранспорта для личного пользования на территории Таможенного союза
С началом функционирования Таможенного союза (ТС) изменился порядок
оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России,
Белоруссии и Казахстана. ФТС России разъясняет порядок проведения
таможенного контроля автомобилей для личного пользования, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ.
Автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 Соглашения о порядке перемещения
физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу
Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском
(далее - Соглашение), в Российской Федерации признаются иностранными
товарами. Без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения
уплаты таможенных пошлин, налогов эти автомобили, зарегистрированные на
территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно
ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, постоянно
проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан.
Таможенный контроль производится в местах пересечения и (или) пунктах
пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках
государственной границы Российской Федерации.
Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, указанных в
пункте 1 статьи 17 Соглашения, при необходимости уплаты таможенных платежей.
В отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении
транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на
территории иностранных государств, таможенные операции на
российско-белорусском или российско-казахстанском участках госграницы РФ не
производятся.
Статус автомобилей, указанных в пункте 1 статьи 17 Соглашения. определяется
при условии представления физическими лицами следующих документов:
1) на зарегистрированные автомобили на территории Республики Беларусь или
Республики Казахстан - свидетельство о регистрации транспортного средства,
подтверждающее постоянную регистрацию автомобиля на территории Республики
Беларусь или Республики Казахстан;
2) на незарегистрированные автомобили:
- документы, оформленные на таможенной границе ТС при помещении под
таможенную процедуру таможенного транзита, или
- свидетельство о регистрации транспортного средства с отметкой на
внутренней стороне о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенной
подписью начальника регистрационного подразделения (или иного
уполномоченного должностного лица) и печатью этого подразделения, или
- документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов на таможенной
территории ТС (государств-членов ТС).
Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей
обязаны принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм
таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов.
Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории
Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о
снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль после 1
января 2010 года - физическое лицо, перемещающее такой автомобиль,
представляет документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов (за
исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются). Таможенные
пошлины, налоги должны быть уплачены по ставкам, указанным в приложении 5 к
Соглашению, или по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом
Таможенного союза.
Если в отношении автомобилей, указанных в пункте 1 статьи 17 Соглашения (за
исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются), разница
уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин,
налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к
Соглашению, не уплачена в бюджет Республики Беларусь или Республики
Казахстан до ввоза на территорию Российской Федерации, эти таможенные
пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при
их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации.
Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах
установленного срока, должностное лицо таможенного органа обязано запросить
в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения в пределах
срока, установленного пунктом 4 статьи 160 Таможенного кодекса ТС (далее -
ТК ТС). При этом по желанию физического лица, перемещающего автомобили, они
могут быть:
а) подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования
сведений о происхождении автомобилей;
б) размещены в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории
места проведения таможенного контроля, для представления таможенному органу
недостающих документов и (или) сведений в течение срока, установленного
пунктом 4 статьи 160 ТК ТС.
При отсутствии или невозможности представления таможенному органу указанных
документов и/или сведений, такие автомобили могут быть:
а) помещены на склад временного хранения (СВХ), расположенный в
непосредственной близости от места проведения таможенного контроля (при этом
автомобили размещаются на СВХ (ЗТК) исключительно на срок, необходимый для
проведения проверки, оформления документов, подтверждающих ее результаты);
б) вывезены по решению физического лица, перемещающего такие автомобили, за
пределы территории Российской Федерации при отсутствии административных
правонарушений и признаков преступлений в области таможенного дела.
Если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что
автомобиль может соответствовать условиям, указанным в пункте 1 статьи 17
Соглашения, таможенный орган проводит проверку представленных документов и
сведений.
Таможенные органы, уполномоченные ФТС России, выдают паспорта транспортных
средств (ПТС) на ввозимые на территорию Российской Федерации с территории
Республики Беларусь или Республики Казахстан транспортные средства (кроме
временно ввозимых), подлежащие государственной регистрации в подразделениях
ГИБДД МВД России, после установления их статуса для таможенных целей и, при
необходимости, совершения таможенных операций.
Оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами ТС,
производятся в соответствии с пунктами 58, 59 и 65 Положения о паспортах
транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного
приказом Минпромэнерго России, МВД России, Минэкономразвития России от
23.06.2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС).
При этом, согласно требованиям пункта 70 Положения о ПТС, в случае
несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям
технического регламента <О требованиях к выбросам автомобильной техникой,
выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ>, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, ПТС не выдаются (с 01.01.2010 на
территории Российской Федерации действует экологический класс ЕВРО 4).
Справка
Пункт 1 статьи 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами
товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и
совершения таможенных операций, связанных с их выпуском:
Автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики
Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых
таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от
установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации
признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм
таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих
уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или
до 1 января 2013 года.
Действие части первой настоящего пункта не распространяется на автомобили,
ввезенные после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины
уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом таможенного
союза.
VCH.RU 02.08.10