05.08.08

Новый руководитель СТУ А.Н.Каширский: итоги 1 полугодия

5 августа состоялась пресс-конференция нового начальника Сибирского таможенного управления Александра Каширского. Мероприятие посвящалось подведению основных итогов работы таможенников СФО в 1 полугодии текущего года, некоторым актуальным вопросам процесса деятельности таможенных органов Сибири, а также планам на будущее.

Александр Николаевич упомянул, что одним из основных направлений деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления в 1 полугодии 2008 года оставалось пополнение доходной части федерального бюджета. В доход федерального бюджета перечислено почти 59 млрд. рублей (плановое задание выполнено на 116,1%). Объем перечисленных в 1 полугодии 2008 года в доход федерального бюджета таможенных платежей вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 49,1% (за 1 полугодие 2007 года было перечислено более 39 млрд. рублей), сообщает Пресс-служба СТУ.

В первом полугодии 2008 года в регионе деятельности СТУ внешнеторговые операции осуществили более 8 тысяч участников внешнеэкономической деятельности (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года число участников ВЭД снизилось на 9,2%). Внешнеторговый оборот по СТУ в 1 полугодии 2008 года составил 22,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт –18,3 млрд. долл. США (82,6% от внешнеторгового оборота), импорт – 3,8 млрд. долл. США (17,4% от внешнеторгового оборота). По сравнению с 1 полугодием 2007 года товарооборот увеличился на 27,9%, экспорт - на 26,7%, импорт – на 34%. Ведущими торговыми партнерами во внешней торговле в 1 полугодии 2008 года являлись Китай, Соединенные Штаты Америки, Казахстан, Япония, Украина, Турция, Швейцария, Финляндия, Франция, Республика Корея и Германия.

Кроме того, на пресс-конференции было озвучено, что количество грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных в отчётном периоде в регионе деятельности Сибирского таможенного управления, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 3,2% и составило почти 128 тысяч.

В 1 полугодии 2008 года количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу Российской Федерации, увеличилось относительно аналогичного периода прошлого года на 14,1% и составило почти 3,5 млн. человек.

Таможенными органами СТУ в 1 полугодии 2008 года выявлено 5 206 правонарушений. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество выявленных правонарушений снизилось на 0,8%. Сотрудниками подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков за отчётный период 2008 года проведено 1 506 мероприятий (в 1 полугодии 2007 года - 1 252 мероприятия, рост на 20,3%), из них совместно с другими правоохранительными органами – 548 мероприятий (в 1 полугодии 2007 года - 481 мероприятие).

Количество фактов задержаний наркотических средств в 1 полугодии текущего года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21% и составило 63 задержания. Вес изъятых наркотических веществ составил более 64 кг, в том числе из незаконного оборота изъято героина – более 29 кг, марихуаны – свыше 1 кг, гашиша, гашишного масла – более 30 кг, ядовитых веществ, сильнодействующих лекарственных препаратов, психотропных веществ и других видов наркотических средств – более 3 кг.

В целях повышения эффективности работы, направленной на выявление и пресечение контрабанды наркотиков, взрывчатых веществ и иных запрещенных к ввозу предметов, обладающих индивидуальным запахом, в июне 2008 года в СТУ создана кинологическая служба. До конца 2008 года будет завершено укомплектование кинологических подразделений специалистами-кинологами. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» в городе Иркутске в 2009 году начнется строительство регионального кинологического центра, который будет выполнять следующие функции:

- обеспечение участия инспекторов-кинологов со служебными собакам в проведении таможенного контроля с целью обнаружения наркотических средств, психотропных, ядовитых, радиоактивных и иных веществ, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов;

- организация обучения и специальной подготовки служебных собак, профессионального обучения руководителей и должностных лиц кинологических подразделений таможенных органов СТУ;

- обеспечение участия кинологов в оперативно-розыскных мероприятиях;

- организация межведомственных, межрегиональных соревнований кинологов. Роль и значение кинологов в деятельности таможенных органов очень велики, поскольку на данный период времени, несмотря на постоянное совершенствование «просвечивающей» электронной аппаратуры, нюх собаки остается единственным безотказным способом выявления взрывчатых веществ и наркотиков.

В первом полугодии текущего года в регионе деятельности СТУ введены в эксплуатацию пять мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК): на российско-казахстанском (Омская, Новосибирская, Алтайская таможни), российско-монгольском (Наушкинская таможня) и российско-китайском (Забайкальская таможня) участках Государственной границы РФ. Использование МИДК позволяет без вскрытия грузового отделения транспортного средства в течение нескольких минут визуализировать находящиеся в нем товары и различные объекты. За период эксплуатации с помощью МИДК осмотрено более 10 тысяч транспортных средств, по результатам осмотров возбуждено более 100 дел об административных правонарушениях и 4 уголовных дела. Новое оборудование позволило повысить не только скорость таможенного осмотра, но и его качество.

Важным направлением работы таможенных органов СТУ остается контроль экспорта лесоматериалов. Так, по данным статистики, экспортные операции по вывозу лесоматериалов в регионе деятельности СТУ в 1 полугодии 2008 года осуществили 1162 участника ВЭД (в 1 полугодии 2007 года – 1405 участников ВЭД). Экспорт лесоматериалов необработанных и обработанных из Сибирского федерального округа в 1 полугодии 2008 года составил 1 млрд. 370 млн. долларов США (7,5% от общего объема экспорта по СФО) и по сравнению с 1 полугодием 2007 года увеличился на 15,7 млн. долларов (на 1,2%). В 1 полугодии 2008 года в экспорте региона поставки лесоматериалов необработанных составили 7 млн. 35 тыс. м3 на сумму 673,8 млн. долларов США (3,7% от общего стоимостного объема экспорта по СФО) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 19,8% и 7,5% соответственно.

Экспорт лесоматериалов обработанных составил 2 млн. 428,2 тыс. тонн на сумму 696,3 млн. долларов США (3,8% от общего объема экспорта по СФО) и по сравнению с 1 полугодием 2007 года увеличился на 5,6% и на 11,3% соответственно.

Уровень правонарушений и преступлений в лесной сфере остается достаточно высоким. Основными нарушениями законодательства при экспорте леса и лесоматериалов остаются занижение стоимости вывозимой древесины, заявление недостоверных сведений о сортности древесины и весе загруженных в железнодорожные вагоны брёвен, вывоз лесоматериалов фиктивными фирмами, созданными по подложным документам либо оформленными на подставных лиц. Для оценки работы, направленной на выявление и пресечение незаконного экспорта леса, Сибирскому таможенному управлению на 2008 год был установлен высокий показатель, достижение которого должно способствовать усилению контроля за экспортом леса и лесоматериалов.

Решение Правительства РФ об увеличении ставок вывозной пошлины на лесоматериалы должно в ближайшее время принципиально изменить в лучшую сторону положение дел в этой сфере. Если в 2007 году пошлины на круглый лес составляли 20% таможенной стоимости (но не менее 10 евро за кубометр), то с апреля 2008 года они выросли до 25% (но не менее 15 евро за кубометр). С 1 января 2009 года ставка пошлины увеличится уже до 80 % (но не менее 50 евро за кубометр). Такие действия направлены на реструктуризацию экспорта в части замещения круглого леса ростом объемов вывоза обработанных лесоматериалов, сокращение количества так называемых «фирм-однодневок» и правонарушений в сфере лесоэкспорта. Все эти меры вселяют надежду на увеличение темпов прироста продукции отечественной лесоперерабатывающей промышленности.

Таможни СТУ также осуществляют контроль за деятельностью складов временного хранения. В регионе деятельности СТУ функционирует 121 склад временного хранения (из них 17 учреждены таможенными органами) и 10 таможенных складов. В ходе проведения плановых проверочных мероприятий работы новосибирских СВХ должностными лицами таможенных органов было выявлено множество нарушений. В основном это представление таможенным органам недостоверной отчётности; отсутствие необходимого для оснащения склада оборудования; несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу информацию об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Два из 13-ти СВХ таможня была вынуждена не только привлечь к административной ответственности, но и отозвать у них свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ.

По словам Александра Каширского, одним из важнейших направлений работы СТУ является совершенствование таможенной инфраструктуры, в том числе в пунктах пропуска на государственной границе. За последние 6 лет в соответствии с современными требованиями построено 5 новых пунктов пропуска. Однако самое сложное положение дел на российско-казахстанском участке. Состояние расположенных на ней пунктов пропуска, оснащённость границы инженерно-техническими сооружениями не отвечают даже элементарным требованиям контроля. Так, например, автопереходы через границу в Омской области, определённые здесь более 10 лет назад по упрощенной и временной схеме, имеют только «вагончик» в качестве служебного помещения и шлагбаум. Принимаемые в настоящее время Федеральной таможенной службой (ФТС России) меры, направленные на реализацию Программы по укреплению государственной границы в части, касающейся ее российско-казахстанского участка, требуют от Сибирского таможенного управления соответствующей организационной подготовки решения поставленных задач в пограничной сфере.

Федеральной таможенной службой готовится проект концепции по переводу таможенного оформления в приграничные районы РФ. Чтобы воплотить в жизнь эту новацию, необходимо на границе создать мощную инфраструктуру (таможенные терминалы, СВХ, таможенные склады). В связи с этим специалистами СТУ разработаны предложения, которые были направлены в ФТС России. В частности, как считают в СТУ, реализация конкретных мероприятий возможна при организации в приграничных субъектах федерации транспортно-логистических терминалов, позволяющих организовать полный цикл таможенного оформления и контроля. В данных терминалах необходимо предусмотреть размещение иных государственных контролирующих органов и экспертно-исследовательских центров. Терминалы должны располагаться на основных транспортных магистралях международного сообщения и иметь современное техническое оснащение. В регионе деятельности СТУ, исходя из анализа товаропотоков, функционирование таких транспортно-складских терминалов и организация таможенного оформления на базе соответствующих таможенных постов необходимо вблизи пунктов пропуска в регионе деятельности Алтайской, Горно-Алтайской, Забайкальской, Наушкинской, Новосибирской, Омской и Тывинской таможен. Следует отметить, что в вышеперечисленных таможенных органах необходимая инфраструктура на сегодняшний день отсутствует, и для ее строительства требуются большие капиталовложения.

В борьбе с проявлениями коррупции и должностными преступлениями Федеральная таможенная служба делает ставку на тщательный подбор и воспитание кадров, социальное обеспечение сотрудников и современное техническое оснащение таможенной службы. В результате профилактических мер, проводимых СТУ, уровень нарушений служебной дисциплины по отношению к фактической численности личного состава по итогам первого полугодия 2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился и составил 3,3% против 4,7% за аналогичный период 2007 года. Если в 2007 году по материалам службы собственной безопасности СТУ возбуждено 18 уголовных дел по должностным преступлениям, из них 8 коррупционной направленности, то только за 7 месяцев 2008 года возбуждено 20 уголовных дел по должностным преступлениям, их них 11 коррупционной направленности в отношении 9 должностных лиц.

Одним из нововведений в СТУ является то, что в соответствии с приказом ФТС России с июля 2008 года поступающих на службу проверяют на компьютерном полиграфе («детекторе лжи»). Это, прежде всего, касается кандидатов на руководящие должности, а также граждан, поступающих на службу в аппарат СТУ. Цель - оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, и выявление факторов риска - признаков, препятствующих поступлению на работу или продолжению выполнения служебных обязанностей в таможенных органах (выявление сокрытий или искажений негативных биографических сведений, наличия вредных пристрастий, разного рода зависимостей и отклонений). Выявлению подлежат и факты злоупотребления служебным положением, получения финансовых средств и вознаграждений от физических или юридических лиц за услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей, использования служебной информации в неслужебных целях, занятия предпринимательской и посреднической деятельностью, наличия деловых и личных контактов с представителями организованных преступных групп. На сегодняшний день в СТУ опрошено 8 человек. По данным ФТС России 30-40% граждан, изъявивших желание поступить на службу в таможенные органы, после проверки на компьютерном полиграфе отнесены к фактору риска. Пока полиграф используется только при решении кадровых вопросов, но вскоре следует рассчитывать на его эффективное использование при проведении служебных проверок и расследований в полном объеме.

В заключение пресс-конференции начальник СТУ сообщил, что перед таможенными органами СТУ стоят задачи по Реализации Концепции развития таможенных органов РФ на 2008 год (и ближайшие годы). Концепция подразумевает несколько направлений: 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

2. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещённых к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещён.

4. Совершенствование структуры и инфраструктуры таможенных органов. Таким образом, в СТУ проводится активная работа, направленная на повышение качества государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности. При этом хотелось бы обратить внимание, что реализация Концепции возможна только совместными усилиями всех государственных органов при поддержке администраций субъектов федерации. Только в этом случае может быть обеспечено соблюдение государственных интересов с одной стороны и интересов участников ВЭД – с другой.

Для справки: В состав Сибирского таможенного управления входят 18 таможен (включая 2 оперативные таможни), 78 таможенных постов, 73 пункта пропуска (51 автомобильный, 11 железнодорожных, 10 воздушных, 1 речной).

Каширский Александр Николаевич родился 9 августа 1964 года в Алтайском крае. Закончил Алтайский государственный университет по специальности «юриспруденция». Работал в Алтайской краевой прокуратуре. 15 ноября 1994 года принят в Алтайскую таможню на должность заместителя начальника таможни по борьбе с таможенными правонарушениями.

28 июня 1999 года назначен начальником Алтайской таможни. Указом президента РФ от 23 февраля 2002 года А.Н.Каширскому присвоено звание генерал-майор таможенной службы.

С 4 мая 2008 года вступил в должность начальника Сибирского таможенного управления.

VCH.RU 05.08.08