21.01.14

Нижний Новгород развивается как логистический центр

Нашу страну нельзя пока назвать активным игроком в сфере логистики, но российский бизнес и тут активно ищет свое место под солнцем. В том числе и нижегородский. В рамках прошедшего в декабре прошлого года международного транспортно-лигистического форума «ВолгаТрансЛогистика-2013» в Торгово-промышленной палате был организован круглый стол «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры как составляющей экономического потенциала Приволжского федерального округа».

Вести себя по-хабски

«В соответствии со стратегией развития Нижегородской области до 2020 года мы позиционируем себя как один из крупных центров логистики», — сказал на недавнем форуме «ВолгаТрансЛогистика» генеральный директор ТПП НН Дмитрий Краснов.

Но есть проблемы, которые не позволяют на должном уровне конкурировать с московскими или санкт-петербургскими логистическими предприятиями и ограничивают возможности реализации потенциала Нижегородской области, определяемого нашим выгодным географическим положением.

Александр Зубарев, директор департамента транспорта Нижегородской области, перечислил некоторые из них. Это и ограниченный доступ в северные районы области из центра, и перегруженность автотранспортной системы города, и неразвитая пока инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок аэропорта.

Между тем председатель комитета по логистике ТПП России Олег Дунаев в своем выступлении выразил мнение, что нашими прямыми конкурентами являются вовсе не столицы, а Татарстан, Самарская область и регионы Центрального федерального округа. К примеру, Калужская область создала конкурентоспособный автомобильный кластер, который потеснил нижегородскую автомобильную промышленность. «Я считаю, что Нижегородская область смогла бы быть логистическим хабом Москвы и Московского региона, распределяющим товаропотоки.

С одной стороны, близость с Москвой — это плюс, но в этом же и минус — Нижегородская область не может развиваться как крупная агломерация, так же, как, например, Екатеринбург или Самара», — сказал Дунаев.

Три в одном

Исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации Александр Лисин обратил внимание на факт, что в 2014 году организация отметит свое десятилетие. Одной из задач ассоциации является мониторинг процессов, происходящих в сфере логистики. А мировые тенденции таковы, что успеха здесь добивается тот, кто использует принципы тримодальности и интермодальности. Это означает соединение в один узел и обслуживание грузов, доставляемых водным, авто- и авиатранспортом. А интермодальные перевозки представляют собой систему доставки грузов в международном сообщении по единому сопроводительному документу и передачей груза с одного вида транспорта на другой в единой грузовой единице. Интермодальная грузовая единица допускает таможенное пломбирование на основе международных требований, исключающих доступ к грузу без срыва пломбы. Основа современных интермодальных перевозок — контейнеры международного стандарта ISO. По сути, в логистике есть всего три рабочих формата: тримодальный комплекс, грузовая деревня и интермодальный комплекс. Стоит отметить, что инвестиции в современный тримодальный центр высоки. К примеру, расположенный на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», имеющий выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический терминал уже потребовал более 12 млрд рублей инвестиций. А стать ядром транспортно-логистической системы перевозок грузов в Поволжском регионе и приносить прибыль он сможет еще только в перспективе.

Но неплохие на сегодняшний день показатели у грузовой деревни под названием « Логопром Сормово». Этот контейнерный терминал ежемесячно принимает и обрабатывает более 1000 контейнеров.

Что же касается интермодального принципа, то его правильное применение демонстрирует «Средневолжская логистическая компания» Самары.

Приведенные примеры развития логистических центров на территории России пока, правда, не меняют ситуацию в целом: нашу страну нельзя назвать активным игроком в сфере логистики. И на Западе, согласно опросам аналитиков, знают только о двух российских логистических центрах, расположенных в Москве и Калининграде. Для сравнения, в этом же опросном реестре числятся 36 комплексов в Германии, 13 в Польше и 13 в Румынии. О нас просто нет информации. Поэтому, если российские предприятия планируют вступать в конкурентную борьбу в этом сегменте экономики, им необходимо будет не только осваивать международные стандарты, но и заполнять информационный вакуум.

Под крылом самолета

О своих планах в рамках круглого стола форума рассказали представители транспортных компаний ОАО «Международный аэропорт «Стригино» и ОАО «РЖД».

Для нижегородского аэропорта прошедший год стал знаковым. Наконец-то получены разрешительные документы на строительство нового терминала. Федеральная целевая программа реконструкции предусматривает хорошее финансирование. Новый терминал на 27 тысяч квадратных метров будет обслуживать до 1 тыс. человек в час. Еще несколько лет назад услугами «Стригино» пользовались лишь 376 тыс. человек в год, а в 2012 году ежемесячное количество пассажиров было доведено до уровня в 100 тыс. человек в месяц. В планах строительство нового здания, удобных парковок, преобразование рулежной дорожки во вторую взлетную полосу, способную принимать крупные Боинги. Все это позволит значительно увеличить пассажиропоток. Российский рынок, по словам Александра Синельникова, генерального директора ОАО «МАНН», был «взорван», когда в игру вступила компания «Аэрофлот», которая активно стремится завоевать клиента за счет высокого уровня сервиса: «Регистрация на самолеты этой компании заканчивается за 20 минут, а сама процедура от посадки до взлета занимает максимум 30–35 минут. Теперь людям не приходится говорить о психологическом грузе от потери времени в залах ожидания».

Успехом можно назвать и введение прямых авиарейсов в такие города, как Астрахань, Белгород, Геленджик, Ларнака, Прага, Пафос, Пхукет, Ростов-на-Дону, Симферополь. К работе были привлечены новые авиакомпании: CSA, ASTRA AIRLINES, Aegean Airlines, «Ак Барс Аэро», «Трансаэро», «Таймыр».

В среднем в день по маршруту Нижний Новгород — Москва выполняется 15 рейсов. Москва находится в топовом листе направлений и занимает первое место (35% от всех полетов из «Стригино»), затем следует туристическое направление Анталия — (15%) и деловой Франкфурт-на-Майне (5%). Кроме того, в рамках государственной программы субсидирования налажено авиасообщение со многими крупными городами ПФО.

В этом году планируется проработать маршруты в Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток. Рассматривается и перспективное пекинское направление, а с 22 января два раза в неделю будет летать самолет в Стамбул.

Через шесть лет в непосредственной близости от «Стригино» будет построена железнодорожная станция скоростной трассы Москва — Казань — Екатеринбург. До Нижнего Новгорода из столицы можно будет доехать за два часа, что сделает нижегородский аэропорт привлекательным для москвичей и гостей столицы. Причем от станции до авиатерминала будет проложен крытый пешеходный переход. Конкурентоспособность ОАО «МАНН», естественно, повысится.

Под стук колес

Андрей Хомов, директор филиала ОАО «РЖД Логистика», уверен, что сегодня необходимо бросить все силы на развитие комплексной логистики. На Западе управленческая доля логистики составляет в бизнес-секторе до 17%, а в нашей стране всего 1,1%. Очень мешают, по его мнению, барьеры на уровне менталитета, предприниматели еще побаиваются отдавать на аутсорсинг некоторые процессы. «И зря! У нас есть очень хороший пример сотрудничества с предприятием «ТрансКонтейнер», который в этом году запустил состав, доставляющий автокомплектующие для завода Ford Sollers в Татарстане. Речь идет о компонентах для сборки автомобилей моделей Kuga, Explorer, S-MAX и Galaxy. До конца года оператор планирует перевезти 2876 сорокафутовых контейнеров. Главной целью «РЖДЛ» как логистической компании является участие в цепочке доставки груза из точки производства в точку потребления, поэтому одно из направлений ее деятельности и есть управленческая логистика в производственном секторе B2B».

Товарообмен между странами Дальнего Востока и Европой стремительно растет из года в год. Эксперты прогнозируют, что поток товаров из стран Южной и Северо-Восточной Азии в СНГ вырастет в пять раз до 2025 года, а в Европу — в три раза. В связи с этим, по мнению специалистов компании «РЖД Логистика», рынок контейнерных перевозок может вырасти в два раза за следующие 10 лет. Вопрос, кто будет способен обработать эти объемы?

«РЖД Логистика» отшлифовывает свое мастерство, предоставляя комплексные услуги на станции Веселое, которая находится недалеко от олимпийских объектов в Сочи. Терминал принимает грузы из морского порта, аэропорта, автомобильных дорог и осуществляет хранение и дальнейшую доставку до олимпийских стадионов и комплексов. У станции Веселое есть свои преимущества: это контейнерный терминал 7500 кв. м с крытым складом в 5000 кв. м, он принимает поезда с 40-футовыми контейнерами. Кроме того, существует возможность предварительного таможенного оформления, есть и свой грузовой автопарк.

Планы на будущее в компании большие. В прошлом году «РЖД Логистика» купила 75% акций европейского логистического оператора GEFCO, с помощью которого будет осуществляться выход на крупные международные рынки. Группа представлена в 150 странах, а ее оборот исчисляется в 3,6 млрд евро.

Так что и российский потенциал крепнет.

Газета Биржа