13.04.06

Минэкономразвития продолжает обнулять ставки ввозных таможенных пошлин

ПОСКОЛЬКУ рассмотрение трехлетнего финансового плана на 2007-2009 годы было перенесено на следующую неделю, главным вопросом сегодняшнего заседания правительства станут основные направления таможенной политики на ближайшие три года.

Собственно, вопрос этот плановый, но достаточно вспомнить, что буквально в начале недели президент Владимир Путин устроил разнос министру экономического развития и торговли Герману Грефу за тот "экономический экстаз", в котором сливаются на границе таможенные органы и бизнес-структуры.

Тогда глава минэкономразвития начал было отвечать что-то про высокий человеческий фактор на границе и недостаток техники, однако президент его перебил: "Ведь дело не только в этом. Вы же знаете, что таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу. Для того чтобы этого не было, нужно таможне выделять соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти переходы. Вот ведь о чем идет речь". Впрочем, о подобных планах оборудования переходов техникой еще на коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) премьер-министру Михаилу Фрадкову рассказывал и глава ФТС Александр Жерихов, и куратор этой структуры Герман Греф. Тогда же Фрадков публично указывал таможенникам на недостатки в существующей системе и завышенное влияние человеческого фактора. Влияние обещали исключить путем оборудования постов инспекционно-досмотровыми комплексами, на создание которых необходимо от 30 до 50 миллионов долларов. По программе предполагалось лишь к 2010 году создать 50 стационарных и 22 мобильных комплекса. Но уже в понедельник, с тем, что планы эти слишком плавные, после нареканий президента согласился и Герман Греф, сжав сроки выполнения программы до трех лет.

Опять же после напоминаний о том, что существует практика, когда коммерческие структуры являются владельцами пунктов пропуска, минэкономразвития оценило, что для размещения таможенных органов в помещениях, относящихся к федеральной собственности, необходимо передать на баланс таможни или построить 584 служебных здания. Впрочем, для окончательного согласования этого вопроса президент отвел главному экономисту срок в неделю.

Поскольку перед Федеральной таможенной службой уже не ставятся чисто фискальные задачи, сегодня речь пойдет о продолжении обнуления ставок ввозных таможенных пошлин для большей части высокотехнологичного оборудования в ряде отраслей, в том числе в авиации, металлургии, обрабатывающей и пищевой промышленности. На самом деле ставки на 767 видов товаров, аналоги которых не производятся в России, уже обнулены. По замыслу экономистов, это позволит обеспечить технологическое обновление отечественного производства, несмотря на потери бюджета в 500 миллионов долларов. При этом, как отметил правительственный источник "РГ", по позициям, в которых Россия имеет конкурентоспособность, сохраняется достаточный уровень тарифной защищенности. Предполагается установить пониженные или нулевые ставки в отношении комплектующих и компонентов промышленного производства.

Но, несмотря на обнуление и снижение пошлин, в 2005 году объем средств, перечисленных в бюджет таможенными органами, составил 2 трлн. 102 млрд. рублей против 882 млрд. в 2004 году.

Предлагаемое же совершенствование системы взимания таможенных платежей предусматривает применение дифференцированной ставки таможенных тарифов в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу ввозимого товара. "Российские производители работают в низком ценовом сегменте, эта мера позволит точечно защищать их от демпинга, в частности со стороны китайских производителей", - замечают в Белом доме.

Российская газета 13.04.06