14.09.20

Мазут лишают аромата

Таможня закрывает схему беспошлинного экспорта.

Около десятка НПЗ могут столкнуться с ухудшением своей экономики из-за того, что таможня с 14 сентября закрывает действовавший несколько лет способ беспошлинного вывоза мазута из России. С 2017 года ряд простых НПЗ обходят уплату экспортной пошлины на мазут, проводя его по другому таможенному коду — как ароматические углеводороды. Эксперты оценивают потери бюджета РФ от этой схемы в $1,2 млрд в 2019 году и $700 млн в этом году. После закрытия этой лазейки маржа простых НПЗ может снизиться на 1,6 тыс. руб. за тонну.

Федеральная таможенная служба (ФТС) с 14 сентября будет пресекать схему с беспошлинными экспортными поставками мазута под видом ароматических углеводородов, следует из приказа таможенной службы. Эта схема позволяла производителям мазута уходить от уплаты экспортной пошлины, ставка которой сопоставима с вывозной пошлиной на нефть ($47,5 за тонну в сентябре). Лазейка заключалась в том, что НПЗ при декларировании мазута могли указать таможенный код, соответствующий категории ароматических углеводородов. По закону если их содержание в смеси более 50%, то темным нефтепродуктам может быть присвоен беспошлинный код — 2707. Теперь, согласно приказу ФТС, «нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50% ароматических составных частей», приравнены к товарной позиции, соответствующей мазуту (код 2710).

Экспортная пошлина на темные нефтепродукты была приравнена к нефтяной в 2017 году в рамках налогового маневра для того, чтобы заставить нефтекомпании производить больше светлых нефтепродуктов и меньше мазута.

В итоге налоговый маневр привел к тому, что рентабельность заводов с большой долей выпуска темных нефтепродуктов заметно ухудшилась.

Соответственно, с 2017 года лазейку с использованием кода 2707 впервые стали использовать небольшие заводы, не обладающие установками глубокой переработки,— Новошахтинский и Марийский НПЗ, экспортировавшие за 2017 год 2,5 млн тонн темных нефтепродуктов. С тех пор объемы экспорта и число интересантов резко заметно возросло. По данным Reuters, в 2019 году по беспошлинной схеме было экспортировано 12,4 млн тонн нефтепродуктов, за четыре месяца 2020 года — 5,4 млн тонн. Ее используют около десятка заводов, и, как сообщает агентство, крупнейшими экспортерами являются Новошахтинский (им предположительно владеет супруга экс-главы администрации президента Украины Виктора Медведчука — Оксана Марченко; 3 млн тонн в 2019 году), Яйский НПЗ (совладельцы — Георгий Кушнир, Юрий Кушнеров, Александр Говор; 935 тыс. тонн) и Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа (796 тыс. тонн).

Исчезновение схемы беспошлинного экспорта мазута может серьезно сказаться на экономике простых заводов, хотя ряд источников “Ъ” полагают, что некоторые заводы будут пытаться искать альтернативные механизмы вывоза.

По словам одного из собеседников “Ъ”, одна из популярных схем заключается в поставках мазута под видом средних дистиллятов.

«Ты можешь придумать новый вид топлива, со своими техусловиями, и сертифицировать его, чтобы заплатить меньшую пошлину,— говорит он.— Будет крайне сложно доказать обратное, кодов очень много». Источники “Ъ” также слышали о схеме, когда мазут экспортируется за рубеж под предлогом бункеровки судов, поскольку с таких операций пошлина не взимается.

Потери бюджета от беспошлинного экспорта нефтепродуктов составили около $1,2 млрд, оценил Евгений Тыртов из Vygon Consulting. По итогам 2020 года в связи с падением цен на нефть и закрытием схемы потери бюджета окажутся ниже — около $700 млн. Закрытие схемы приведет к резкому снижению маржи применявших ее заводов, полагает он: в текущих ценах для таких экспортеров потери маржи составят до 1,6 тыс. руб. за тонну. При этом в связи с завершением налогового маневра и полным обнулением пошлин к 2024 году возможности для дальнейшего применения этой схемы пропадут сами по себе, заключает эксперт.

Коммерсантъ