21.04.10

Логистический аутсорсинг в период кризиса

Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

Во время мирового финансового кризиса в России, было модно обвинять логистических операторов в том, что, мол, набрали лишних складских площадей впрок, а потом сбросили излишки обратно арендодателям. Тем самым довели складских арендодателей - девелоперов до финансовых проблем, а некоторых даже разорили. На самом деле утверждать, что избыток пустующих складских площадей на российском рынке создали именно логистические операторы, не совсем корректно. И до кризиса, и в период его разгара на рынке складской аренды и субаренды было представлено несколько определенных групп, потребляющих арендные услуги. Это российские и зарубежные производители широкого спектра товаров, дистрибьюторы товаров широкого потребления, логистические операторы, разовые держатели стоков различной продукции, транспортные компании, лицензированные хранители и потребители товаров. Как видите, игроков гораздо больше, чем говорилось ранее. Кризис уравнял всех, но одни компании нашли в этот период интересные ходы и даже набрали дополнительные возможности, а другие сдулись до критических размеров в своём классе бизнеса. Приведу пример: в ПЛК "Северное Домодедово" в самый разгар кризиса 2009 г. такие операторы, как НЛК и ТЛК, уменьшили свои арендуемые площади на 50%, а компания "ЮниТранс Логистик" вообще отказалась от помещений. С другой стороны, в такой же ситуации оказался ряд производственных компаний в том же Домодедово. К примеру, грамотная и гибкая позиция владельца и девелопера "Евразия Логистик" позволила не довести пустующие складские площади этого крупнейшего логистического парка России до значительного объема.

Причины отказа

Причины отказа от арендуемых складских и офисных помещений у каждой компании сугубо индивидуальны, хотя есть и общий тренд. У одних компаний еще до кризиса было арендовано складских помещений с избытком, вот они и тянули весь этот объем за собой, так ничего не придумав по их доходному использованию. А когда стало совсем очевидно, что не потянут, сбросили излишки своим арендодателям. У производственных и дистрибьюторских компаний тоже из-за кризиса упали объемы, как производства, так и хранения стоков готовой продукции. Значительно снизились импортные поставки товаров из ассортимента дистрибьюторов. Существенно упали поставки и лицензированных в хранении товарных групп. Поэтому все эти компании также сократили арендуемые помещения до лучших времен. Даже специфическое хранение в лицензированных складах, ориентированных на фармацевтику, алкоголь, бытовую химию, не помогло операторам удержать излишки пустующих помещений.

Основными факторами возврата складских и офисных помещений явились следующие причины. Невозможность рассчитать продолжительность мирового финансового кризиса и российского в том числе. Невозможность спрогнозировать временной отрезок возврата потребительского спроса населения и активность бизнеса, а как следствие, рассчитать собственные риски по удержанию излишних складских и офисных площадей. Как отдельный финансовый фактор - неготовность в период кризиса к финансированию, кредитованию бизнеса нашей государственной и коммерческой банковской системы. Свое дело сделало и значительное давление потенциальных арендаторов и владельцев грузов на понижение арендных ставок и снижение цен на логистические услуги. В середине 2009 года сложилась ситуация, когда дешевле было отказаться от избыточных площадей, чем совершать в убыток себе логистические операции для «настойчиво экономных» клиентов. Поэтому совокупность всех перечисленных факторов и явилась основной причиной сокращения потребления складских площадей, причем по всем вышеперечисленным потребителям и пользователям складской аренды.

Формула успеха – гибкий подход

Нам как логистическому оператору очень повезло с владельцем и девелопером ПЛК "Северное Домодедово", компанией "Евразия Логистик". Если бы не их гибкость и профессионализм, наша компания в разгар кризиса могла бы легко лишиться 40% площадей из арендуемых у них 85 000 квадратных метров. Но в серии переговоров с руководством "Евразия Логистик" мы нашли компромисс и постепенно восстанавливаем объемы заполнения пустующих помещений. При этом ещё до кризиса мы сразу предполагали, что половина помещений у нас будет заполнена собственной операционной логистикой, а другая половина будет использована для сдачи в субаренду лотами по 2880 квадратных метров и более. Так что в самый разгар кризиса у нас уже была готовая модель выживания. Всё, что пустовало от недогрузки нашего логистического оператора "SLG-operating", мы старались сдать в субаренду на любой срок, включая короткий 3-месячный. Затем, в определенный период, когда начали активно съезжать небольшие субарендаторы и безбожно кроить свои площади крупные субарендаторы, мы завели временные стоки необоротистой продукции от таких крупных компаний, как «Пепси Кола», «Лотте», «Iron Mountain» и других. Мы также, по согласованию с "Евразия Логистик", отработали гибкую схему скидок по аренде и удобную для клиентов схему оплаты. Всё это позволило удерживать избыточные площади при небольших затратах на персонал и модернизацию помещений и вовремя рассчитываться с владельцем складов за аренду.

Перспективы

Как показал опыт, кроме небольшого числа разорившихся в кризис, никто из логистических операторов не покинул очень перспективный российский рынок, прогнозные объемы которого, до кризиса, оценивались нашими российскими экспертами в $120-140 миллиардов. Каждый принимал для себя индивидуальное решение, что же делать с излишком складской площади и как жить дальше. Многое зависело и от лояльности и финансовых возможностей владельцев складов и девелоперов промышленной недвижимости по отношению к своим арендаторам: ценны ли для них эти компании, есть ли в них потенциал к росту на исходе кризиса, - в расчет брались как эти факторы, так и многие другие.

Возможность возврата в 2010 году к крупным сделкам со складской недвижимостью в части долгосрочной аренды можно прогнозировать на осень. К этому времени, скорее всего, восстановится спрос населения на товары и услуги, который и потянет за собой необходимость в дополнительных складских помещениях. Пока же на выходе из кризиса у любого логистического оператора в наличии лишь та складская площадь, которую он гарантированно заполняет своими операциями по хранению, переработке и упаковке товаров клиентов.

Скорее всего, в 2010 году будет востребована высокопрофессиональная, технологичная и универсальная логистика, оказываемая 3PL операторами. Первыми, кто вернется к логистическому аутсорсингу, это крупные международные производители и поставщики широкой гаммы товаров. Так было после кризиса 1998 года, так будет и сейчас.

«Финам.info»; 21.04.10