16.05.05

Леонид Лозбенко: Мы не можем указывать таможенным постам, как им работать

На состоявшейся в конце прошлой недели встрече с представителями бизнеса чиновники из Федеральной таможенной службы (ФТС) раскрыли свои планы на ближайшие пять лет. Стало ясно, что в числе приоритетных задач - развитие системы электронного декларирования. Замруководителя ФТС Леонид Лозбенко рассказал корреспонденту "Бизнеса" Татьяне Алешкиной о других задачах таможенной службы, а также о проблемах участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

- Со вступления в силу нового Таможенного кодекса в 2004 году применять упрощенную процедуру таможенного оформления товаров (в ускоренном режиме и с предоставлением документов после ввоза товаров) могут только компании, чей стаж работы на российском рынке составляет не менее трех лет. Будут ли предприняты какие-то меры, чтобы изменить это требование?

- Это действительно проблема для компаний, которые на российском рынке работают менее трех лет. Вопрос, на наш взгляд, заслуживает внимания, ведь многие крупные компании с мировыми именами недавно пришли на наш рынок и вполне могли бы пользоваться упрощенной системой, если бы не эта условность. Конечно, нужно менять ситуацию. В связи с этим ФТС подготовит к осенней сессии Госдумы предложения о внесении соответствующих изменений в Таможенный кодекс.

- Сейчас три вида товаров - мясо, автомобили и бытовая техника - должны "растамаживаться" на строго определенных таможенных постах. Недавно вы сказали, что доступ к оформлению этих товаров получат только те компании, которые подключились к системе электронного декларирования. Не слишком ли это строгое условие, ведь подключение к ней требует немало времени и денег?

- Вообще ограничение мест декларирования противоречит мировой практике. И принятое решение о снятии этих ограничений для многих групп товаров теперь дает возможность оформлять их на любом таможенном посту, как и в других странах, согласно требованиям ВТО. На наш взгляд, вполне естественно, что к оформлению оставшихся трех групп товаров должны прибегать только те участники ВЭД, которые перешли на электронную систему декларирования. Это делает процесс прозрачным. Ведь если товар оформляется в электронном виде, то у фирмы нет шансов "под полом" что-то сделать: все операции прозрачны.

- А как же дороговизна новой системы? Не каждая компания может позволить себе заплатить 30 тыс. евро за переход на "электронку". - Это не так уж дорого. Малые и средние компании говорят, что с легкостью переходят на новый режим работы. Если возникают трудности, то можно прибегнуть к другому варианту решения этой проблемы - использовать наше серверное обслуживание через брокерские системы, которые являются проводником между таможней и компаниями. Так что можно воспользоваться их услугами.

- Большинство судебных споров между таможенниками и участниками ВЭД связано с определением таможенной стоимости. Как решить эту проблему? - По вопросам таможенной стоимости споры шли и будут идти не только в России, но и в других странах. Ведь в вопросе определения таможенной стоимости таможня ориентируется не только на внутреннее законодательство, но и на международные нормы права. Мы используем сейчас статью 7 GAAT (генеральное соглашение по торговле и тарифам.- "Бизнес"), которая предусматривает шесть методов определения таможенной стоимости. Там также есть такое правило: если таможенники считают, что стоимость указана неверно, то они имеют полное право не согласиться. Такое же право дается и участнику ВЭД. Поэтому нередко возникают споры, доходящие до суда.

Что бы мы хотели сделать? Мы хотим максимально избежать судебных разбирательств, делать это на второй инстанции, разбираться в ФТС, давать всю полноту информации и на этом этапе решать проблему, потому что хождение в суды - это административные издержки и для участника, и для таможенной службы.

- Но в этом случае споров все равно не избежать. Может, стоит внести изменения в работу самих таможенных служб, например, выдавать постам указания в отношении конкретных товарных партий?

- Таких конкретных указаний мы дать не можем, потому что таможенные посты получают только профили рисков. Но дело в том, что это ориентировка, а не команда таможне. В данном случае таможня не может дать четкий приказ, лишь ориентир для начальника таможни и инспектора, чтобы они обратили внимание на определенные товары.

- Можете ли вы подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Михаил Фрадков подписал положение о введении предотгрузочной инспекции?

- Нет, конечно. Это не в нашей компетенции, это вопрос правительства. ФТС - служба правоприменительная. Как правительство скажет, так и будет. Когда мы точно узнаем, что было подписано положение, тогда можно будет комментировать. Пока мы не видели документ.

Бизнес 16.05.05