20.06.12

Контроль осуществляет таможенная инспекция Ярославской таможни

В условиях ускорения и упрощения современных таможенных процедур, внедрения современных таможенных технологий реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, именно повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров становится ключевым моментом для выявления нарушений таможенного законодательства, обеспечения собираемости таможенных платежей в полном объеме.

Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» значительно расширены полномочия таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, детально определены действия, права и обязанности таможенных органов и проверяемых лиц.

В частности расширен перечень лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, таможенная проверка проводится у любых лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру, также у юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Например, у уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей, а также у лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении или пользовании находятся товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС. В том числе предусмотрена возможность проведения таможенного контроля в отношении лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами на внутреннем рынке России.

Кроме того, расширен перечень оснований для проведения выездной таможенной проверки; расширены права таможенных органов при проведении таможенной проверки, в том числе предусмотрено право таможенных органов требовать и, соответственно, обязанность банков и иных кредитных организаций представлять по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну.

Светлана Балакина, начальник отдела таможенной инспекции Ярославской таможни: «В нашей практике мы встречаем порой и явные «ухищрения» проверяемых лиц. Так, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности изыскиваются способы уклонения от получения Решения таможенного органа о проведении таможенной проверки. Хотя Таможенный кодекс ТС предусматривает вручение данного Решения любому представителю проверяемого лица. Иногда стараются увеличить срок представления запрашиваемых документов и сведений, установленный в требовании».

«Часто слышим фразу - «запрашиваемые сведения являются коммерческой тайной». ТК ТС определено, что любая информация, полученная в ходе таможенной проверки, используется таможенным органом исключительно в целях проверки. Касаемо запрашиваемой информации и документов: согласно ст. 135 ТК ТС «проверяемое лицо обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе», - говорит Светлана Балакина.

«Особо хочется обратить внимание,- продолжила начальник ОТИ,- на п. 11 статьи 132 ТК ТС: «в период проведения выездной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью». Обычно такими действиями организация сама себе усугубляет ситуацию, так как исправляемые сведения содержатся не только в том документе, где вносят изменения, но и во многих других, о чем проверяемое лицо не всегда помнит и знает».

«Таким образом, одной из задач внедрения эффективного механизма таможенного контроля после выпуска товаров, который должен соответствовать международным стандартам, является создание условий, при которых незаконная деятельность по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза была бы сопряжена с высокой степенью риска и стала экономически нецелесообразна»,- отметила начальник отдела.

В прошлом году отделом таможенной инспекции (ОТИ) Ярославской таможни проведено 46 проверочных мероприятий, из них 1 выездная таможенная проверка, 16 камеральных таможенных проверки, иных форм таможенного контроля 29 (24 таможенных осмотра помещений и территорий по соблюдению ограничений по пользованию и распоряжению ввезенными товарами, 5 объяснений). По результатам проверочных мероприятий за 2011 год доначислено денежных средств в бюджет в сумме 2835,33 тыс. руб. Из них таможенных платежей и штрафов 1004,17 тыс. руб., налоговых платежей и штрафов 1831,16 тыс. руб. Возбуждено 8 дел об административном правонарушении.

В текущем году ОТИ Ярославской таможни проведено 13 проверочных мероприятий, из них - 2 выездных таможенных проверки, 8 камеральных таможенных проверок, 3 таможенных осмотра помещений и территорий. По результатам проведенных проверочных мероприятий доначислено и взыскано 1779,88 тыс. рублей, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.

Отдел инспектирования и профилактики правонарушений Ярославской таможни