27.11.14

Коллегия ФТС России обсудила развитие таможенных органов Крыма и Севастополя

27 октября 2014 года в городе Ялта руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел выездное заседание Коллегии ФТС России.

Коллегия ФТС России рассмотрела вопросы организации таможенного контроля в Крымском федеральном округе, развития таможенного контроля с учетом смещения таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров, централизованного учета таможенных и иных платежей.

Коллегия ФТС России отметила, что в 2014 году были оперативно и эффективно решены вопросы, связанные с формированием территориальных органов в Крыму после вхождения полуострова в состав Российской Федерации и обеспечена целостность таможенной территории в рамках Таможенного союза. Приказом ФТС России от 31 марта 2014 года были созданы Крымская и Севастопольская таможни. В кратчайшие сроки в составе Крымской таможни были организованы 8 таможенных постов, в структуре Севастопольской таможни – 2 таможенных поста.

Проведена значительная работа по обеспечению кадрового потенциала таможенных органов, материально-техническому и информационному оснащению рабочих мест, обучению должностных лиц и оказанию им методической и практической помощи.

С апреля по ноябрь 2014 года через автомобильные пункты пропуска Крымской таможни вывезено около 1,5 млн тонн и ввезено 761 тыс. тонн товаров. По направлению въезда в Крым перемещено 138,6 тыс. грузовых и 209,1 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов, проследовало 961,5 тыс. физических лиц. Из Крыма выехало 123,3 тыс. грузовых и 203,9 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов и проследовало 909,8 тыс. физических лиц. За семь месяцев через железнодорожные пункты пропуска на территорию Крыма проследовало на въезд и выезд 955 грузовых поездов и 4 329 пассажирских поездов. Через морские пункты пропуска в регионе деятельности Крымской таможни прибыли 800 морских судов и убыло 761 судно. Крымская таможня оформила 851 декларацию.

Севастопольской таможней оформлено 375 морских судов, проведен контроль около одной тысячи иных транспортных средств, оформлена 931 декларация на товары.

Таможенными органами Крыма и Севастополя перечислено таможенных платежей на сумму 831,66 млн. рублей и 1 059,97 млн. рублей соответственно.

Коллегия ФТС России отметила, что решены многие вопросы скорейшей адаптации крымского бизнеса к новым условиям работы. Обеспечен доступ участников ВЭД к информации о деятельности ФТС России и нормативно-правовой базе в области таможенного дела, создан раздел «Информация для участников ВЭД Крыма» на официальном сайте ФТС России. Разработаны и утверждены положения, регламент и персональный состав Консультативных советов по работе с участниками ВЭД при Севастопольской и Крымской таможнях.

За счет перераспределения из других таможенных органов в Крымскую и Севастопольскую таможни поставлены телекоммуникационное оборудование и технические средства таможенного контроля. Дополнительно в IV квартале 2014 года будет поставлено более 400 единиц средств вычислительной техники. Улучшение технического обеспечения таможен позволит обеспечить в полной мере использование информационно-программных средств ЕАИС и применение обязательного электронного декларирования.

Актуален также вопрос дооснащения пунктов пропуска техническими средствами, так как вновь установленные автомобильные пункты пропуска обустроены по временной схеме. В адрес Росграницы и Минтранса России направлены предложения ФТС России о необходимости включения мероприятий по обустройству и оснащению трех железнодорожных пунктов пропуска и пункта пропуска Севастопольский морской порт в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года».

С учетом объемов перемещения товаров и транспортных средств, необходимо увеличение штатной численности для обеспечения таможенного контроля в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска. На сегодняшний день численность оперативных смен формируется во многом за счет должностных лиц, прикомандированных из других таможенных органов Российской Федерации. Кроме того, требуется увеличение штатной численности таможенных постов в морских портах и аэропортах.

Коллегия ФТС России также обсудила подходы и перспективы дальнейшего развития таможенного контроля с учетом смещения акцентов на этап после выпуска товаров. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 года №12/3 утверждены Основные направления работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза на 2015-2020 годы.

Было отмечено, что в рамках реализации Основных направлений необходимо создать устойчивую систему таможенного контроля, которая позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.

В основе комплексной системы таможенного контроля должны быть использование субъектно-ориентированной модели СУР на основе методики определения уровня риска участника ВЭД, поэтапная реализация мероприятий по созданию механизма смещения акцентов, перенос таможенного контроля исключительно для участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, проведение проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска по месту их нахождения (государственной регистрации), оптимизация функций и организационно-штатной структуры подразделений таможенных органов в целях распределения полномочий по осуществлению контроля до и после выпуска товаров, обмен информацией о результатах контроля на этапах до и после выпуска в целях повышения эффективности СУР, применение информационных технологий, обеспечивающих проведение анализа информации о декларировании.

В целях обеспечения единообразного подхода к выбору участников ВЭД для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, создания системы комплексного анализа информации, уменьшения субъективизма при принятии решений, унификации процедур проведения таможенных проверок и минимизации количества проводимых проверок в отношении одного и того же участника ВЭД с 1 января 2015 года запланировано провести эксперимент по подготовке планов профилактических проверок у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, базируясь на основных принципах планирования: периодичность проведения таможенных проверок (ежеквартальная), актуальность и обоснованность проводимых проверок. Для целей оптимизации проведения контроля после выпуска товаров в отношении лиц с низким риском нарушения таможенного законодательства прорабатывается проект проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений. Среди инструментов таможенного контроля после выпуска товаров рассматриваются также негосударственные формы контроля и аудита.

Коллегия ФТС России отметила, что централизованный порядок учета таможенных и иных платежей имеет ряд преимуществ как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Применение современных информационных технологий позволит участникам ВЭД, используя денежные средства, внесенные на один лицевой счет, осуществлять таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе, централизованно получать информацию и отчетность о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций, а также сократить количество документов, представляемых в таможенные органы.

Централизация учета таможенных и иных платежей позволит сократить сроки таможенного декларирования, уменьшить материальные и временные издержки бизнеса при совершении таможенных операций. Для таможенных органов новый порядок учета денежных средств позволит повысить эффективность контроля полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, оперативно принимать меры по взысканию задолженности. Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и введения единого лицевого счета участника ВЭД утверждена приказом ФТС России от 30 июля 2013 года № 1407.

Новые подходы к учету денежных средств и ведению лицевых счетов участников ВЭД требуют соответствующей реализации в программных средствах. В декабре 2015 года будет проведена опытная эксплуатация модернизированных платежных систем на объектах пилотной зоны. Согласно Детальному плану действий ФТС России по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», комплексное внедрение программных средств, необходимых для осуществления централизации учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России.

Коллегия ФТС России наметила конкретные меры по обсуждаемым вопросам.

ФТС РФ 27.11.14