15.02.08

Как российский предприниматель растаможивал вертолет

Противодействие государства и бизнеса -- одна из бетонных свай мироустройства. Наблюдая за тем, как один скромный российский предприниматель растаможивал в Домодедово совершенно обычную вещь для его личных нужд -- вертолет,-- я узнала, как эта борьба выглядит на практике.

В теории все просто. Необходимо заплатить таможенные пошлины и иные платежи на 15 млн руб., отстоять очередь на подачу грузовой таможенной декларации (ГТД), до этого времени разместить груз на складе временного хранения (СВХ), пройти "100-процентный досмотр" груза, провести с таможенниками корректировку таможенной стоимости, заплатить доначисленное, улететь.

Статья 152 Таможенного кодекса о сроках выпуска товаров обязывает таможенные органы "осуществлять выпуск не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации". Но сама по себе ст. 152 дает прекрасные возможности объявлять фактом подачи ГТД какие угодно действия. Фокус вот в чем: чтобы подать ГТД в таможне, необходимо появиться там и сдать документы в спецокно таможеннику. Это стоит и денег, и времени, если следовать закону. С 8.00 к каждому из окошек выстраивается очередь. Таможня начинает работу в 9.00, окно открывается не позже 10.00. Если повезет, откроется именно то окно, к которому встали, если нет, вы потеряли день и не подали ГТД: вечером очередь обнуляется.

Если открылось нужное окно, игра в таможенную рулетку продолжится. Подаче ГТД может помешать так называемый скоропорт -- груз категории "скоропортящийся" и требующий немедленного оформления. Под "скоропорт" подпадают овощи, фрукты, цветы, а также товары, проходящие таможню под грифом "секретно". Сейчас, по оценке Домодедовской таможни, доля ГТД на "скоропорт" в общем объеме составляет 45%. В апреле она вырастет до 65%. Из-за "скоропорта", который может объявиться в любую минуту, на таможенном посту невозможно внедрить систему электронной очереди -- половина грузов является исключением из правил. Можно было бы разделить очереди, но руководство Домодедовской таможни сетует на катастрофическую нехватку сотрудников.

Проблема сильно беспокоит аэропорт Домодедово, который из-за скандалов на таможне банально лишается грузов. Сейчас аэропорт на собственные средства устанавливает в зале приема ГТД монитор, на котором всем желающим видны все действия таможенников. Можно получить и запись. Но предприниматели скептически относятся к новшеству: происходящее и так законно.

Можно было бы воспользоваться услугами другой таможни, менее загруженной. Но, как правило, аэропорт отгрузки вертолета определяет перевозчик, а не покупатель, а уже поставленный вертолет в другой аэропорт до растаможки не перелетит. Наконец, можно было бы просто смириться и ждать свой вертолет в очереди, пока не повезет,-- не угонят же! А теперь -- сюрприз. Хранение вертолетов на СВХ ведется по тем же расценкам, что и всех других грузов: сутки за 1 кг хранения стоят 20 руб. При весе 5 тонн день помещения вертолета на СВХ обойдется в 100 тыс. руб. Расчетный месяц ожидания в поисках удачи у открытого окна подачи ГТД (реальный срок) -- 3 млн руб., или 20% от таможенного платежа. Не так много, учитывая отсутствие альтернатив.

Проблема в итоге разрешилась на треть дешевле и в десятки раз быстрее -- $63 тыс. наличными. Чека, увы, не выдают.

Газета «Коммерсантъ» № 25(3842) от 15.02.2008