14.10.05

Иски к таможне будут, если она не начнет работать нормально

На вопрос корреспондента Восток-Медиа ответил президент Приморской правозащитной общественной организации Свободный выбор Владимир Литвинов.

- Свобода выбора была инициатором проведения Акции пустых канистр , будоражившей Владивосток пять дней. Если вернуться к проблеме с таможенными пошлинами, считаете ли вы, что ситуация разрешилась окончательно?

- Высокий столичный чиновник публично заявил, что так называемый мини-каталог отменен полностью. Будет работать согласительная комиссия, которой предстоит выработать совместное решение. О введении какого-либо мини-каталога ничего сказано не было. Ситуация с мини-каталогом возникла потому, что последние пять лет автомобили пересекали границу без платежных документов. Но вина в том, что нет платежных документов, не тех, кто покупает машины, а таможенников.

У таможни существовала сетка, по которой оценивались машины, и любой человек пересекающий границу и предъявляющий чек, получал ответ таможенного чиновника, что чек не устраивает и предлагал оплатить по сетке. Поскольку это было постоянно и без исключения, то люди перестали возить чеки. Из-за нескольких недобросовестных людей, которые пытались привезти фальшивые чеки, обвинять всех в фальсификации нельзя.

Сам был в Японии и уверяю, что цена на автомобиль одного класса может колебаться значительно. Это зависит от состояния и места покупки. Мини-каталог, который был предложен, учитывает систему европейскую и отражает ситуацию, которая сложилась в Европе. Машина через два года дешевеет на определенный процент, который легко рассчитать. В Японии эта схема не действует. Здесь машина через два года может подешеветь как на 50, так и на 80 процентов. В Японии очень хорошо развита система салонов-магазинов, которые предоставляют клиентам большие скидки. Очень дорого и проблематично проходить техосмотры и порой легче поменять машину, чем ездить на старой.

Если взять модификации японских машин, то каждой марки может набраться до 150 модификаций. Каталог всего этого учесть не может. В европейской системе есть дополнительные опции. Машина изначально выходит с завода ничем не оборудованной, и каждая опция стоит дополнительных денег. В свою очередь в Японии автозавод выпускает машины полностью оборудованными. Мини-каталог предлагает учитывать дополнительные опции, которые будут влиять на цену машины. Магнитофон, радио, телевизор, внутренний телефон все вписывается в дополнительную стоимость, что не просто не справедливо, а нечестно. Таким образом, совершенно глупо разработанный каталог, который пытались протащить, является не продуманным шагом, и его применение в таком виде невозможно.

- Насколько реально принятие прокурорского решения по данному делу и судебные иски?

- В прокуратуру направлено письмо о проверке законности введения в действие мини-каталога. Уверен, тот человек, который это сделал должен быть обязательно наказан. В течение пяти дней Владивосток был практически парализован, а причиной этого стихийного протеста стали действия таможни.

Случаи судебных исков пока не отмечены. Но во всех случаях, когда чиновники будут нарушать порядок, юристы Свободного выбора готовы включиться в работу и помочь с обращением в суд. Иски будут, если таможня не начнет работать нормально. Подобный опыт был, когда были изменены расценки на запчасти. В тот момент все судебные иски были выиграны.

Когда ввели мини-каталог, на таможне скопилось более 7 тысяч авто. Уверен, что действиями таможенников государству нанесен большой ущерб.

Восток - Медиа 14.10.05