12.12.05

Интервью начальника ГУБК ФТС РФ В. Егорова

Интервью начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России Владимира Егорова информационному агентству "Интерфакс"

Владимир Егоров: До контрабанды мы доберемся везде!

Начальник Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ генерал-майор таможенной службы Владимир Егоров в интервью Интерфаксу рассказал об основных направлениях и результатах работы таможенников за текущий год.

Владимир Матвеевич, какие сейчас основные задачи стоят перед управлением, какими силами они выполняются?

- Оперативно-служебная деятельность правоохранительных подразделений ФТС ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют оперативно-розыскные отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За 9 месяцев 2005 года ФТС РФ выявило почти две с половиной тысяч преступлений, причем 61% из них (1480 преступлений) - благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений. По сравнению с прошлым годом это примерно на 34% больше.

При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза.

Какова в целом сейчас ситуация на российских границах, насколько активны попытки незаконного перемещения товаров и грузов через таможенные пункты? Какие товары наиболее часто пытаются ввезти нелегально на территорию России?

- В основном, криминалитет сегодня пытается незаконно перемещать через российские границы автомобили, энергоресурсы, товары народного потребления, электротехнику и стройматериалы.

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная из них - использование подложных товаросопроводительных документов. При такой схеме грузы идут сразу с двумя комплектами документов - настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются правильные документы, после этого они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам.

Например, финские таможенники не скрывают, что 60% грузов из этой страны идут по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.

Буквально на этой неделе делегация представителей российской таможни едет в Финляндию для переговоров по этим вопросам, потому что наc это очень здорово беспокоит. У нас сложились очень хорошие отношения с таможенниками из Финляндии, и мы, конечно, будем искать совместные пути решения этой проблемы.

В целом сегодня оперативная обстановка в таможенной сфере очень сложная по всей России.

Например, на Дальнем Востоке недавно мы столкнулись с такой ситуацией: внимание таможенников привлекли торговые суда, которые еженедельно - по два-три судна водоизмещением от 3,5 до 12 тысяч тонн - приходили с различными грузами (стройматериалы, мраморная плитка и т.д.).

Проверили одно судно из этого каравана и оказалось, что из 3,5 тыс. тонн товара на нем было задекларировано как стройматериалы всего лишь чуть более 730 тонн груза. А при досмотре вообще выяснилось, что в трюмах был совершенно другой груз: судно перевозило большую партию мяса, а также обуви и одежды. Сейчас, благодаря целенаправленной работе Дальневосточного таможенного управления, мы пресекли эту схему контрабанды.

В дальневосточном регионе существует еще и проблема морских биоресурсов - ежегодно из России без соответствующего таможенного оформления уходит огромное количество этого товара. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии этого года с территории России вывезли больше на 34 600%, чем за аналогичный период прошлого года! Поверьте, это много тысяч тонн. В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб, гребешок и так далее.

По закону после вылова биоресурсов в море судно обязано вернуться в российский порт, пройти таможенное оформление, а затем уже отправляться за границу. Но кто же добровольно будет делать крюк в сотни километров? Кроме того, существует еще незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море.

Очень актуальна и проблема незаконного вывоза леса - это один из самых криминогенных товаров. А вопрос состоит в том, что мы просто не можем учитывать объемы вывозимого леса, так как в России в настоящее время нет для этого методик.

Сейчас таможенникам в пункте пропуска предоставляются сопроводительные документы на лес, и мы вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. Мы же не контролеры в прямом смысле - как проверить все вагоны, загруженные лесом- кругляком (необработанными бревнами)?

Например, в той же Финляндии лес учитывается по объемам выталкиваемой из резервуаров воды при погружении туда конкретной партии кругляка . А у нас пока в каждом вагоне за границу уходят от семи до десяти лишних кубометров леса.

Хотя наработки в этой области существуют уже сейчас: на Дальнем Востоке придумали электронный способ учета древесины, при котором к каждому бревну прикрепляется электронный чип, содержащий информацию для контроля. А таможенники уже только считывают информацию. Пока это единичные партии, но мы к этому придем в самое ближайшее время. Финансироваться эта система будет за счет тех, кто перемещает товар. Есть у нас обеспокоенность и по поводу границы России с Казахстаном - ее протяженность составляет более 7 тыс. километров. Одна из основных проблем там - афганский наркотик, который идет через этот участок границы.

Хотя, если говорить в целом о борьбе с контрабандой наркотиков, можно отметить положительные тенденции. Так, в текущем году увеличилось количество изъятых особо опасных видов наркотиков, в том числе, почти в два раза - героина (в 2005 году изъято 1107 килограммов) и в два с половиной раза - кокаина (74 килограмма). Всего в 2005 году из незаконного оборота было изъято более 6 тонн наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Помимо наркотрафика, на границе с Казахстаном также не прекращается активная контрабанда в РФ товаров из юго-восточной Азии. Прямо на границе идет перевалка : казахстанские машины перегружают товар на автомобили с российскими номерами, и затем уже по территории России груз перемещается под видом товара внутреннего происхождения. Понятно, что такие машины трудней выявить.

Проблема на этом участке заключается не в количестве пунктов пропуска (ПП) - их достаточно. Главное состоит в том, что граница с Казахстаном - это степь, в которой пограничная линия никак не обозначена. Мы очень хорошо взаимодействуем с нашей пограничной службой, но, к сожалению, даже объединяя наши усилия, я не могу сказать, что мы границу перекрываем.

С подобными проблемами мы сталкиваемся также и на границах с Украиной и Белоруссией.

Какие существуют программы и планы развития инфраструктуры таможенных пропускных пунктов?

- С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в этом году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы Взгляд , предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и Ватсон , которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей. Уже сегодня 57 таможенных постов работают в системе электронного декларирования, которая за счет предварительного информирования о количестве и характеристиках товара позволяет ускорить процесс его таможенного оформления. К концу 2005 года число таких постов будет доведено до 66, а со следующего года к системе электронного декларирования подключатся еще 100 постов.

Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), которые позволяют в течении 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. Первый такой ИДК монтируется в настоящее время в ПП Троебортное на границе с Украиной. Еще три комплекта будут установлены в 2006 году на финской и латвийской границах. В рамках федеральной целевой программы Государственная граница к установке до 2010 года запланированы 19 таких ИДК.

Кроме того, разработана и представлена правительству новая концепция развития таможенной службы. Она предусматривает, в том числе, систему разделения потоков грузов и документов при прохождении товара через контрольный пункт пропуска. То есть оформители работают с документами, а таможенные оперативники контролируют сам груз. Причем эта работа должна будет начинаться с получения информации от наших зарубежных коллег. После этого уже на территории России будет обеспечиваться оперативное сопровождение грузов, а затем - проведение пост-аудита вплоть до проверки на конкретном складе или в магазине. Когда мы к этому придем, тогда и потоки контрабанды уменьшатся, и участники внешнеэкономической деятельности будут к нам более лояльно относиться, зная открытость наших действий.

С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?

- У нас крайне ограничены силы и возможности. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. Один сотрудник - начальник, а другой - может болеть или находится в отпуске.

То есть в среднем по какому-то направлению рабочий штык один. А мы должны еще и прикрывать границу совместно с пограничниками. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации, конечно, невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор на земле получает 4-6 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где куется бюджет государства.

Как мы работаем в таких условиях? Мы сегодня берем конкретный вид товара и начинаем планомерно перекрывать его контрабанду - мы вынуждены работать именно так. Контрабандный канал этого товара завтра, может быть, в другом месте проявится - мы и там до него доберемся!

Есть и другие проблемы, например, подготовка служебных собак. У нас создан кинологический центр, который готовит 80 четвероногих помощников в год, а мы нуждаемся в более чем 800 собаках ежегодно. Кроме того, есть еще и фактор продолжительности жизни уже подготовленных собак. Поэтому сейчас мы ставим задачу обеспечить ими хотя бы границу. Внутренние таможни тоже нуждаются в служебных собаках, но это нам пока не по карману.

Есть определенные трудности и при работе по некоторым составам преступлений, например, по статьям 180 (незаконное использование товарного знака), 327 (подделка документов, штампов и печатей), 228 (незаконный оборот наркотиков) УК РФ. Несмотря на то, что мы постоянно с этими преступлениями сталкиваемся, они в сферу нашей компетенции по закону не входят.

Но если жизнь заставляет и нас их выявлять, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу.

Например, доказать контрабанду наркотиков очень сложно. Как правило, мы берем контрабандиста на нашей территории уже внутри страны, на внутренней таможне. Но мы не имеем права возбудить уголовное дело по 228 статье - это должна делать или милиция, или органы ФСКН. Мы неоднократно обращались и до сих пор обращаемся в органы госвласти с просьбой об альтернативной компетенции по таким преступлениям: нам это необходимо, это результат наших усилий.

Кроме того, нам не хватает сегодня еще и следствия - мы работаем в только пределах дознания. После установленного законом срока мы обязаны передать дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно наши следователи доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни. То есть нам нужно следственное подразделение, и с этой инициативой мы также неоднократно выступаем в течении уже 10 лет. Ведь дела, которые попадают в другие ведомства, зачастую разваливаются именно потому, что следователи не знают, как по ним работать.

И все же, несмотря на существующие трудности, удается делать многое, хотя, конечно, простор для самосовершенствования остается. Но это - наша работа, и мы ее будем выполнять.

Пресс-служба ФТС РФ 12.12.05