05.05.05

Интернет-интервью с А.А. Каульбарсом

Интернет-интервью с А.А. Каульбарсом, директором Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России:

"Вопросы тарифно-таможенной политики и господдержки экспорта"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интервью с директором Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России Алексеем Александровичем Каульбарсом, которое состоялось 18 апреля 2005 года. Тема интервью: "Вопросы тарифно-таможенной политики и господдержки экспорта". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.

Корреспондент: Уважаемый Алексей Александрович! Прежде чем приступить к интервью, мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время встретиться и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Мы знаем, что у Вас сейчас очень напряженное время в работе, поэтому постараемся провести нашу встречу максимально оперативно и результативно.

Алексей Александрович: Несмотря на загруженность, я постараюсь ответить на все вопросы, присланные посетителями сервера, и дать свои разъяснения и комментарии.

Корр.: Как было недавно сообщено, Минэкономразвития предложило правительству комплекс мер, направленных на урегулирование вопроса поставок белого сахара из стран СНГ. Что предлагает этот комплекс мер конкретно? - Ирина Федорова (Москва)

А.А.: Действительно, в начале нынешнего года мы завершили расследование, основная цель которого заключалась в том, чтобы доказать факты роста импорта в Российскую Федерацию белого сахара, наличие ущерба или угрозы ущерба отечественной свеклосахарной отрасли и существование причинно-следственной связи между этими фактами. Факты роста импорта и угрозы ущерба отрасли были в ходе расследования подтверждены. Тем не менее, достаточных оснований для того, чтобы предлагать введение защитных мер в отношении импорта белого сахара из всех стран, у нас не было. Ход расследования с очевидностью показал, что сахар, ввозимый из стран дальнего зарубежья, который облагается достаточно высокой пошлиной, угрозы не представляет. Основная угроза для отечественного сахарного производства исходит от возрастающего беспошлинного ввоза белого сахара из стран СНГ. Особенности же ввоза этого сахара из Белоруссии, на границе с которой отсутствует таможенное оформление, создали предпосылки для злоупотреблений, когда под видом белорусского свекловичного в Россию беспошлинно ввозился тростниковый сахар. Для того чтобы минимизировать риск подобных правонарушений и восстановить равные условия конкуренции, наши специалисты предложили комплекс мер, направленных на упорядочение ввоза белого сахара и усиление контроля за правильностью определения страны его происхождения. Одновременно продолжаются переговоры с белорусской стороной, основная цель которых поиск взаимоприемлемых путей выхода из сложившейся ситуации. Предполагается, что окончательное решение о применении мер будет принято по результатам этих переговоров.

Корр.: Статьей 28 Федерального закона от 08.12.2003 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрена возможность введения в Российской Федерации предотгрузочной инспекции импортируемых товаров. Тем не менее для начала полноценной работы в этом направлении необходимо принятие Правительством РФ ряда нормативных правовых актов. В связи с этим вопросы:

1) Когда планируется утверждение Правительством РФ положения о предотгрузочной инспекции?

2) В отношении каких товаров будет вводиться предотгрузочная инспекция?

3) Насколько будут снижены ставки пошлин на товары, являющиеся объектом предотгрузочной инспекции? - Алексей Большаков (Москва)

А.А.: Мы разработали проект постановления Правительства об утверждении положения о предотгрузочной инспекции в середине прошлого года. Пока Правительство не приняло решение о введении или невведении этого инструмента. Какая-либо дата, когда такое решение может быть принято, мне неизвестна. У предотгрузочной инспекции есть сторонники и противники. Пока окончательное решение не принято, говорить о списке товаров рано. Можно сказать, что такой список будет составляться с учетом того, что предотгрузочная инспекция предназначена для помощи таможенным органам в правильном определении таможенной стоимости и иных параметров, важных для начисления таможенных платежей. Одновременно с введением института предотгрузочной инспекции в отношении конкретных товаров на эти товары будет снижена таможенная пошлина. Подразумевается, что это снижение будет компенсировать затраты, которые понесет импортер для оплаты услуг органа предотгрузочной инспекции. Конкретный размер ставки за услуги органа предотгрузочной инспекции будет определяться в соглашении между Правительством и этим органом. Мы предлагаем ограничить этот размер 1% от стоимости товара.

Корр.: Насколько усилится контроль за перевозку за границу незаконно вырубленного леса? - Александр (Петрозаводск) А.А.: В целях защиты интересов Российской Федерации при заготовке, реализации древесины ценных лесных пород и осуществлении внешнеторговых операций с ней Правительством Российской Федерации с 15 февраля 1999 г. введено лицензирование экспорта из России лесоматериалов ценных лесных пород в автоматическом режиме в соответствии с перечнем, указанным в приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород".

Выдача лицензий на экспорт лесоматериалов ценных лесных пород осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в установленном порядке на основании заявлений российских экспортеров в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1299 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 46, ст. 5249).

Минэкономразвития России разделяет обеспокоенность незаконной вырубкой леса и недостаточным контролем за его реализацией, в частности, экспортом. Однако соблюдение действующего законодательства в этой области находится в компетенции соответствующих правоохранительных, природоохранных и других федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в первую очередь должны обеспечить его исполнение.

Корр.: Известно, что морепродукты в основном поступают к нам из Норвегии. Что делается для восстановления и укрепления данной отрасли? Когда, наконец, рыба и морепродукты будут перерабатываться и продаваться российскими предприятиями? - Владимир Кармазинов (Санкт-Петербург)

А.А.: Данный вопрос находится в компетенции Минсельхоза России.

Однако с точки зрения тарифных мер можем сообщить следующее. В настоящее время ставками вывозных таможенных пошлин облагается 97 тарифных позиций ТН ВЭД России данных видов товаров. Минимальная ставка экспортного тарифа 5% ("рыба мороженая, за исключением рыбного филе и мяса рыбы товарной позиции 0304" - лосось, камбала, палтус, сельдь и т.д.). Ставками ввозных таможенных пошлин облагается обширная номенклатура ТН ВЭД России. Ставками в 10% - живая рыба и рыба свежая или охлажденная. Такой же размер ставки утвержден в отношении мороженой рыбы, за исключением сельди 10%, но не менее 0,04 евро за 1 кг, некоторых видов скумбрии 10%, но не менее 0,06 евро за 1 кг, некоторых видов морской рыбы (окуня, мерланга, минтая, ставриды и т.д.) 10%, но не менее 0,05 евро за 1 кг. Максимальная ставка пошлины 20%, но не менее 4 евро за 1 кг установлена для копченого лосося. Для икры, печени и молок 20%.

Корр.: Металлургические предприятия на Дальнем Востоке страдают очень сильно от бесконтрольного вывоза лома цветных и черных металлов. Выход есть определить конкретные пункты экспорта лома, взять их под контроль государства. Ведь потом же сами (Россия) пострадает от импорта металлургической продукции Китая!!! Когда, наконец, будет решен этот вопрос? - Ковачевич Екатерина (Москва)

А.А.: Действительно, рост металлургического производства во всем мире, резко увеличил спрос на лом, что привело к увеличению экспорта металлического лома из Российской Федерации. Многочисленные злоупотребления, которые были связаны с заготовкой лома, потребовали вмешательства государства. Среди мер, которые применялись в части ограничения вывоза лома из страны, следует, в первую очередь, назвать увеличение ставок вывозных таможенных пошлин и ограничение пунктов пропуска лома через государственную границу. После вступления в действие новой редакции таможенного кодекса, Государственный таможенный комитет (ныне - Федеральная таможенная служба) потерял право на установление ограничений пунктов пропуска и вывозные пошлины остались практически единственным ограничителем вывоза лома. Вопрос о восстановлении ограничений пунктов пропуска лома рассматривался, однако, в отличие от пошлины, которая применяется в отношении всех стран, ограничение пунктов пропуска всегда связано с дискриминацией отдельных стран, что дает этим странам моральное право на применение ответных мер. Принимая во внимание ведение переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, а также сохранение относительно высоких ставок вывозных пошлин на лом, что является фактором, ограничивающим вывоз лома, мы приняли решение приостановить работу по ограничению пунктов пропуска этого товара через государственную границу. В случае изменения ситуации мы готовы вернуться к этому вопросу.

Корр.: Когда, наконец, дождемся потепления в области внешнеторговых связей с Украиной относительно уплаты НДС на таможне? Вроде Правительство обещало, а ничего в законодательстве не изменяется. - Порки (Северодвинск)

А.А.: Вопрос не совсем понятен. Если имеется в виду вернуться назад, когда НДС не взимался, т.е. был по принципу страны происхождения, то этого, думаю, не будет. Вопрос требует своего уточнения.

В целом, в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25.11.1998 основным принципом взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ является принцип страны назначения.

Корр.: В свое время таможенные органы не принимали в качестве обоснования применения метода по цене сделки договоры, заключенные иностранным юридическим лицом за границей, при ввозе товаров для филиалов на территории РФ. Какова практика на данный момент? - Илья (Москва)

А.А.: Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе (далее Закон) установлена система методов определения таможенной стоимости. В соответствии со ст. 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Статьей 19 Закона определен конечный перечень случаев, при которых указанный метод не может быть использован при оценке ввозимых товаров. В частности, согласно положениям подпункта "г" пункта 2 данной статьи этот метод не может быть использован при наличии взаимозависимости между покупателем и продавцом, однако тот факт, что покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами, не может сам по себе служить основанием для признания неприемлемости использования метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Основной метод может быть применен в том случае, если взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.

При осуществлении продажи между взаимозависимыми лицами стоимость сделки принимается, а ввозимые товары оцениваются в соответствии с положениями ст. 19 Закона в случаях, когда декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию, свидетельствующую, что взаимозависимость между покупателем и продавцом не повлияла на ее цену. Например, при представлении в таможенный орган информации о стоимости сделки при продажах аналогичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию лицам, не являющимся с продавцом взаимозависимыми; аналогичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена в соответствии с положениями статей 22, 23 Закона. В указанных случаях при изучении обстоятельств сделки должны учитываться различия: в коммерческом и количественном уровне представленных к рассмотрению сделок, иных особенностей (в том числе и надбавок к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 1 ст. 19 Закона), также необходимо учитывать затраты, понесенные продавцом при продаже в случаях, когда продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, и которые продавец не несет при продаже лицу взаимосвязанному с ним.

Общие разъяснения по применению основного метода в отношении товаров, ввозимых взаимозависимыми лицами, даны в письме ГТК России от 23.07.2001 N 01-06/28840 "О контроле таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимозависимыми лицами".

Корр.: Какие в настоящее время проводятся глобальные мероприятия, связанные с процессом совершенствования государственной поддержки экспорта в области станкостроения? Что, Вы полагаете, носит негативный характер в данном процессе и какие действия может предпринять Российская Федерация для искоренения и преодоления соответствующих трудностей и негативных аспектов? - Александр Сергеевич Захаров, начальник Договорно-правового управления ОАО ВО СТАНКОИМПОРТ (Москва)

А.А.: Вопросы повышения конкурентоспособности российской продукции, расширения производства наукоемкой техники и развития высоких технологий, государственной поддержки российского экспорта товаров и услуг являются приоритетными в работе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли машинотехнической продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разработана Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, которая была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р.

Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Основной целью государственной финансовой поддержки экспорта является усиление конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции и увеличение в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.

Для достижения указанных целей Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

- государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;

- долгосрочное экспортное кредитование;

- возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение средств в размере, эквивалентном 600 млн. долларов США, на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, а также 3,0 млрд. рублей для субсидирования процентных ставок по кредитам.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень промышленной продукции, включающий продукцию российского машиностроения, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка с определением предельных объемов гарантирования и категорий страновых рисков для каждого государства.

При подготовке предложений по формированию федерального бюджета на 2007 год объем средств на реализацию мероприятий по государственной поддержке экспорта предполагается увеличить.

Корр.: В соответствии со статьей 19 закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

Таможенные органы настаивают на включении в цену сделки стоимости железнодорожной транспортировки товара по территории РФ от пункта пересечения товаром таможенной границы РФ (совпадающей с государственной границей) до пункта пропуска товаров, расположенного в 30 км от пункта пересечения таможенной границы, утверждая, что место ввоза это как раз и есть пункт пропуска. При таком подходе происходит двойное обложение налогом на добавленную стоимость услуги по транспортировке товара по территории РФ (от пункта пересечения таможенной границы до пункта пропуска) один раз НДС за эту услугу взыскивается таможенными органами при таможенном оформлении ввозимого товара, второй раз оплачивается импортером в составе платежа за перевозку по российской железной дороге. Причем такую позицию в данном вопросе таможенные органы, озабоченные исключительно достижением узковедомственной цели по выполнению установленных заданий по перечислению определенных сумм платежей в бюджет, заняли относительно недавно, а теперь заводят массу однотипных дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ по принятым ими же в течение последнего года декларациям. Просто "гениальная идея" по наполнению бюджета за счет штрафов, взыскиваемых с декларантов. Раньше все было правильно, теперь таможенные органы "прозрели", но виноваты не они, а только и исключительно декларанты, поскольку, по нынешнему мнению таможни, недостоверно заявили таможенную стоимость и вследствие этого занижали сумму налогов, пошлин и сборов.

А мы говорим о соответствии нового ТК РФ международному праву, положениям Киотской конвенции в редакции 1999 года и требованиям Всемирной торговой организации. Кодекс кодексом, он для ВТО и других организаций, а для участников ВЭД старый произвол таможенных органов и сведение их функций к единой цели фискальной. - Александр (Старый Оскол (Белгородская обл.)

А.А.: Положения Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 22.08.2004) "О таможенном тарифе" об определении таможенной стоимости ввозимых товаров соответствуют статье 7 Соглашения по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Согласно п. 2 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 года при разработке национального законодательства каждый член предусматривает полное или частичное включение в таможенную стоимость или исключение из нее стоимости транспортировки импортируемых товаров к порту или пункту импорта.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" при определении таможенной стоимости в цену сделки включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, если они не были ранее в нее включены.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Российской Федерации прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что нормативно-правовое регулирование по вопросам определения таможенной стоимости отнесено к полномочиям Минфина России.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 19 Закона при определении таможенной стоимости в цену сделки включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации (стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; страховая сумма).

При этом, пунктом 1.8 Приложения N 1 к Приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1 установлено, что для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза понимается:

а) для авиаперевозок аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товара;

б) для морских и речных перевозок первый порт разгрузки или порт перевалки на территории России;

в) для перевозок другими видами транспорта (в том числе железнодорожным) место нахождения пункта пропуска на таможенной границе России на пути следования товара.

Корр.: Просим дать разъяснения по следующим вопросам, связанным с таможенным оформлением круглых лесоматериалов.

В связи с требованиями таможни включать при определении объема деловых неокоренных круглых лесоматериалов дополнительно к объему древесины также и объем коры, а также, учитывая требования приказа ГТК России N 725 от 28.06.2004, но в то же время в России нет ГОСТов, в которых это было бы предусмотрено, просим разъяснить по какому ГОСТу необходимо производить определение вышеуказанных объемов? - Писарев Валерий Николаевич, генеральный директор ОАО ЛХК (Череповец/Вологодская обл.)

А.А.: В настоящее время данный вопрос прорабатывается Минэкономразвития России совместно с ФТС России.

Корр.: Существует ли регламентирующий документ в отношении контрактов внешнеэкономического характера с условиями поставки "без ввоза на территорию РФ" (помимо инструкции ЦБ 117-И) или в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться соглашениями, положениями и прочими документами, определяющими характер взаимоотношений между конкретными участниками сделки? - Елена (Москва)

А.А.: Общего документа не существует. Порядок заключения внешнеторговых контрактов определяется законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Корр.: Принимаемая в настоящее время формула расчета добавленной стоимости позволяет считать товары, собранные в Особых экономических зонах России полностью из компонентов, происходящих с территории иностранных государств, российскими (достаточно выпустить для внутреннего потребления лишь часть таких компонентов, на которые приходится 30% их совокупной таможенной стоимости).

Проводился ли Вашим Департаментом анализ указанной ситуации (например, в рамках проработки предложений Минэкономразвития о снижении ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты)?

Отражает ли, по Вашему мнению, действующий подход к расчету добавленной стоимости смысл этого понятия, заложенный в федеральных законах об ОЭЗ? - Виталий (Москва)

А.А.: Вопрос об Особых экономических зонах при подготовке проекта постановления по автокомпонентам не обсуждался, так как предполагаемые площади для строительства новых автомобильных предприятий находятся вне существующих зон.

Справочно:

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Общее правило:

Товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

В соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (статья 7) товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.

Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" установлено, что товары, произведенные участниками Особой экономической зоны в Особой экономической зоне, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.

Товар считается произведенным в Особой экономической зоне при условии, что товар был полностью произведен на территории Особой экономической зоны или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и порядком, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по представлению администрации Особой экономической зоны.

Критериями достаточной переработки товара в Особой экономической зоне являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из Особой экономической зоны;

в) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30 процентов доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, - не менее 15 процентов).

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

операции по подготовке товаров для продажи и транспортировки (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Корр.: Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию:

1) Самая эффективная продажа леса из Вологодской области на экспорт осуществляется по Волго-Балтийскому каналу в период летней навигации. Экспортеры леса в Вологодской области сегодня узнают, что в навигацию 2005 г. произойдет повышение ставок фрахтов по основным направлениям отгрузки более чем на 20%. Это происходит, с одной стороны, из-за высокой мировой цены на нефть, но в большей степени из-за монополизации рынка этого вида транспортных услуг во внутренних водах России. Дело в том, что суда под иностранными флагами во внутренние воды не допускаются. Новые сухогрузы типа река море не строятся, а компании, владеющие такими судами, стремятся монополизировать рынок. В прошлом году произошло слияние Волжского и Северо-Западного пароходств и новая компания вместе с концерном "Орими" практически монополизировала рынок.

2) Кроме того, следуя правилам таможенного контроля, российские предприятия не могут официально выступать фрахтователями судов и вынуждены либо продавать всю продукцию на условиях ФОБ иностранным компаниями, либо использовать для фрахтования западные компании, т.к. в случае отгрузки на условиях ДЕС или СИФ цена товара и его фактурная стоимость увеличатся в два раза и предприятие заплатит в два раза больше пошлину, т.к. вывозная таможенная пошлина составит 6,5% от фактурной стоимости товара. Такие правила Российской таможни ставят российские предприятия в невыгодные условия на экспортном рынке.

3) Наши предприятия также категорически не согласны с введением отдельными региональными таможнями (Вологодская таможня и СЗТУ) новых правил обмера круглого леса в коре и исчисления таможенных пошлин с объема в коре. Это незаконное решение таможенных органов увеличило пошлину на хвойные круглые сортименты на 10%. Считаем, что вопрос обмера круглых лесоматериалов не является компетенцией таможни и должен рассматриваться совершенно другими инстанциями. - Вячеслав Канатов (Вологда)

А.А.: Для ответа на первый вопрос рекомендуем обратиться в ФАС.

По пункту 2 вопроса. Каких-либо ограничений на фрахт судов российскими лицами действующим таможенным законодательством не установлено. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.ю определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации".

По пункту 3 вопроса. Ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила обмера круглого леса не могут оказать влияния на уровень ставки пошлины на вывозимые лесоматериалы.

Корр.: Могут ли быть взысканы таможенные платежи при обнаружении у физического лица автомобиля, незаконно ввезенного в РФ, если данный автомобиль был приобретен физическим лицом на внутреннем рынке? - Кирилл (Москва)

А.А.: В соответствии с п. 4 ст. 320 Таможенного кодекса Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Любое физическое лицо, приобретшее на территории Российской Федерации транспортное средство, в отношении которого таможенное оформление не завершено, вправе обратиться в таможенный орган с просьбой о его таможенном оформлении. Правила оформления указанных транспортных средств установлены Приказом ГТК России от 25.12.2002 N 1404 (зарегистрирован в Минюсте России от 10.02.2003 N 4195).

Корр.: Какие документы вправе затребовать таможенный орган для подтверждения таможенной стоимости товара? - Олег, частный предприниматель (Обнинск)

А.А.: Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (Приложение 1 к приказу).

Согласно статье 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 7 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, по результатам контроля таможенной стоимости таможенный орган может принять решение о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров.

Дополнительно следует отметить, что статьей 25 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено консультирование таможенными органами заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

В связи с изложенным, для получения детальных разъяснений по каждому конкретному случаю необходимо обращаться в таможенные органы.

Корр.: Разъясните, пожалуйста, каков порядок исчисления сроков для принудительного взыскания таможенных платежей в случае нарушения сроков направления требования об уплате таможенных платежей? - Кулешова Алла (Московская обл.)

А.А.: В настоящее время указанный вопрос не регламентируется нормативно-правовыми актами. В данном случае взыскание таможенных платежей как правило производится в судебном порядке.

Корр.: Каков порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, являющихся предметом лизинга и ввезенных в РФ в таможенном режиме временного ввоза? - Муравьев К.С. (Иркутск)

А.А.: В соответствии со статьей 213 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов суммы таможенных пошлин, налогов уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз.

Порядок применения частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов определен статьей 212 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными д