20.02.08

Информирование и консультирование – неотъемлемое направление деятельности таможенных органов

В практике работы таможенных органов ЮТУ действует система информирования и консультирования, благодаря чему участники внешнеэкономической деятельности и граждане могут не только прочитать норму права в открытых источниках, но и, обратившись в таможенный орган письменно, лично или по телефону, получить необходимые сведения по вопросам таможенного дела, сообщает пресс-служба ФТС РФ.

Вопросы информирования и консультирования не являются новшеством в деятельности таможенных органов, а обязанности по предоставлению услуг в этом направлении возложены на должностных лиц правовой службы Южного таможенного управления.

Правильное понимание требований таможенного законодательства и таможенной политики участниками внешнеэкономической деятельности и гражданами, доступность и бесплатность информации в сфере таможенного дела - именно эти задачи призвана решать система информирования и консультирования.

Ранее, Таможенный кодекс РФ 1993 года также регламентировал вопросы информирования и консультирования, однако статья 391 данного кодекса предусматривала взимание платы за оказываемые консультационные услуги, что в силу противоречивости нормативной базы общим принципам деятельности таможенных органов (запрет занятия оплачиваемой деятельностью) предрешило на десятилетний срок оказание данного рода услуг. С вступлением же в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса, одним из направлений деятельности таможенных органов стало осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела на бесплатной основе.

В целях реализации положений статей 24 и 25 ТК РФ ГТК России приказом от 23.12.2003 № 1509 была утверждена Инструкция об информировании и консультировании по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. К сожалению, данная Инструкция не содержала четкой, детальной регламентации прав и обязанностей, последовательности действий должностных лиц таможенных органов при информировании и консультировании, а также иных положений, необходимых для выстраивания партнерских отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, перевода этих отношений в плоскость цивилизованного сотрудничества, укрепления законности и правопорядка путем профилактики таможенных правонарушений. Поэтому в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах ФТС России был разработан новый документ, детализирующий механизм информирования и консультирования. Им стал Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

В этом документе более детально определена последовательность действий уполномоченных лиц по предоставлению государственной услуги, установлены повышенные требования к качеству информирования и консультирования, а также предусмотрен комплекс иных мероприятий, направленный на максимальное содействие обратившимся лицам с целью разъяснения требований таможенного законодательства РФ.

Что касается обращений физических лиц в таможенные органы Юга России, то их можно разделить на следующие группы:
- порядок и условия предоставления льгот при переселении в РФ на постоянное место жительство;
- порядок и условия ввоза на территорию РФ автомобилей иностранного производства для личного пользования;
- порядок и ограничения при вывозе валюты с таможенной территории РФ;
- порядок и сроки временного ввоза транспортных средств, правила продления временного ввоза;
- перечень товаров, подлежащих письменному декларированию.
Спектр вопросов, с которыми обращаются представители юридических лиц, более широкий, но также связан, прежде всего, с вопросами таможенного оформления и таможенного контроля.

Необходимо отметить, что в рамках Административного регламента имеют место обращения, консультирование по которым таможенными органами не предоставляется ввиду прямого запрета, установленного данным регламентом. Эти обращения, как правило, поступают от физических лиц в устной форме. К таким обращениям можно отнести:
- обращения о том, как лучше поступить в той или иной ситуации;
- обращения, являющиеся, по сути, жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;
- обращения с просьбой «разобраться в ситуации», дать какие-либо указания нижестоящим таможенным органам;
- обращения, подведомственные пограничным, паспортно-визовым службам;
- обращения о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или не совершения действия;
- обращения об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Зачастую лица обращаются с нечетко сформулированными устными (иногда и письменными) обращениями, что затрудняет оказание государственной услуги.
В Южном таможенном управлении государственная услуга по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов предоставляется по адресу:
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 21/2, кабинет по информированию и консультированию в вестибюле здания.

График работы:
Понедельник 08.00 - 15.30 (перерыв 12.00-12.48)
Вторник 14.00 - 20.00 (перерыв 15.00-15.48)
Среда 14.00 - 16.30 (без перерыва)
Четверг 14.00 - 20.00 (перерыв 15.00-15.48)
Пятница 08.00 - 15.30 (перерыв 12.00-12.48)
Суббота и воскресенье – выходные дни.

По вопросам информирования и консультирования можно обращаться в правовой отдел управления по телефонам: (863) 250-94-94; (863) 250-93-36; (863) 250-93-95; (863) 250-92-44; (863) 250-93-44, (863) 250-92-12.
Для получения государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в устной форме или получения письменной консультации на руки необходимо иметь при себе следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).

Для получения государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов в письменной форме необходимо направить в адрес таможенного органа письменный запрос о предоставлении консультации, который обязательно должен содержать следующие сведения:
- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;
- наименование юридического лица или фамилия и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;
- просьбу о предоставлении консультации и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;
- форму, по которой лицо желает получить консультацию (письменную либо устную);
- способ передачи письменной консультации (непосредственно лицу - с указанием контактных телефонов либо почтой);
- подпись лица.

При несоответствии письменного запроса о предоставлении консультации вышеуказанным требованиям консультация не предоставляется. Решение об отказе в предоставлении консультации доводятся до лица в письменной форме в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения таможенным органом письменного запроса.

Письменный запрос о предоставлении консультации может быть направлен в ЮТУ средствами почтовой связи, средствами электронной почты, а также через накопительный ящик, расположенный при входе в ЮТУ.

Справка:
До вступления в силу Административного регламента – в период с 01.01.2004 по 31.10.2006г. (практически за 3 года) – Южным таможенным управлением и таможнями региона оказана 5 531 консультация.
После вступления в силу Административного регламента – с 01.11.2006г. по 01.02.2008г. (чуть более 1 года) – Южным таможенным управлением и таможнями региона оказано около 2 000 консультаций, т.е. положительная динамика по этому направлению деятельности сохраняется, несмотря на существенное сокращение в регионе числа таможен.
Кроме того, с 2008 года в региональном журнале «Таможня и бизнес. Ревью», издаваемом при информационной поддержке ЮТУ, возобновлена практика публикаций с информацией по обращениям граждан и физических лиц, а также о решениях по жалобам участников ВЭД.

VCH.RU; 20.02.08