09.06.06

Греф не прощается с таможней

Таможенники снова налаживают партнерские отношения с бизнесом
Тема взаимоотношений таможни и бизнеса сейчас актуальна, как никогда. Напомним, президент Владимир Путин в апреле потребовал от правительства прекратить "экономический экстаз" слияния таможни и бизнеса на приграничных пунктах пропуска. После майских праздников Греф лишился контроля над ФТС, которая указом президента была переподчинена напрямую правительству. Вслед за этим на смену Александру Жерихову на посту главы ФТС пришел бывший глава Рособоронэкспорта Андрей Бельянинов.

Все это происходило на фоне волны арестов таможенников и контрабандистов по всей России. Уже на этой неделе прокуратура Москвы предъявила обвинение в злоупотреблениях должностными полномочиями нескольким высокопоставленным сотрудникам ФТС, которым вменяется вступление в преступный сговор с одним из сотрудников компании "РАТЭК".

Конец прошлой недели тоже был жарким: в четверг премьер-министр Михаил Фрадков высказал идею о выделении из МЭРТ министерства внешней торговли.

И вот вчера состоялась конференция с увлекательной темой: "Таможня и бизнес - партнерские отношения". На ней главный докладчик - директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ Галина Баландина для начала сосредоточилась на партнерских отношениях таможни и МЭРТ. Она уверена, что, и отпочковавшись от министерства, таможня по-прежнему будет следовать предписаниям Германа Грефа. Баландина рассказала, что "Михаил Фрадков на последнем заседании правительства (7 июня. - "Газета") объявил, что функции МЭРТ меняться не будут". Значит, угроза раздела министерства миновала, а правила таможенникам по-прежнему будет устанавливать МЭРТ.

Разобравшись с темой, непосредственно затрагивающей функции возглавляемого ею департамента, докладчица перешла к партнерским отношениям с бизнесом. А их основа - стремление МЭРТ к тому, "чтобы таможенные процедуры были понятными, предсказуемыми для бизнеса". Эту основу укрепит присоединение России к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Законопроект о ратификации этой конвенции МЭРТ планирует летом внести в правительство.

Одновременно министерство разворачивает борьбу с "серым" импортом. Во-первых, МЭРТ, ФНС и Минфин к осени подготовят поправки в законодательство, призванные поставить заслон фирмам-однодневкам. Поправки готовятся трудно, так как стоит задача не навредить добросовестному бизнесу, рассказала Баландина "Газете". Так, решено забыть о предложении ФНС увеличить размер уставного капитала, необходимого для регистрации фирм.

Во-вторых, МЭРТ будет продлевать действие временно введенных пониженных импортных пошлин на обувь. Результат снижения - только в первом квартале 2006 года легальный ввоз обуви вырос втрое. А вот уменьшению импортных пошлин на одежду препятствуют лоббисты российской промышленности.

Ведомство Грефа подготовило снижение ставки импортной пошлины с 20 до 10% на бизнес-самолеты весом от 15 до 45 тонн и вместимостью до 19 человек. Правда, это совсем не то, о чем мечтает "Аэрофлот", который рассчитывает закупать по нулевой ставке импортных пошлин дальнемагистральные Boeing и Airbus.

В самой таможне тоже ожидаются перемены: МЭРТ до конца июня внесет в правительство проект указа президента о создании Агентства по управлению приграничными пунктами пропуска. Ранее Греф заявлял, что в управление этому агентству будет передано до середины 2007 года имущество всех пунктов пропуска на границе. Правда, из 441 пункта 350 напрямую государству не принадлежат. Большинство из них находится в собственности ОАО "РЖД" и Минтранса, а еще 13 - в частных руках, и их выкуп обойдется государству как минимум в 1 млрд. рублей.

Gzt.Ru; 09.06.06